Общие сведения
1. Карданный вал представляет собой отрезок трубы, через который передается крутящий момент от коробки передач (или, на полноприводных модификациях, от раздаточной коробки) к дифференциалу. Карданные шарниры установлены с обоих концов заднего карданного вала. На переднем карданном валу шарнир расположен на переднем конце (см. иллюстрацию).
2.1. Детали типового карданного шарнира
2. Задний карданный вал имеет шлицевую вилку, расположенную на переднем конце. Вилка перемещается в горизонтальном направлении в удлиненной части кожуха коробки передач или раздаточной коробки. Наличие шлицевого соединения обеспечивает возможность перемещения карданного вала относительно коробки при движении автомобиля и перемещении элементов подвески. Предотвращение утечки масла и попадания грязи в коробку обеспечивается наличием сальника в месте соединения вилки. Если спереди карданного вала имеются следы утечки трансмиссионного масла, необходимо произвести замену сальника (см. главу 7А).
3. Как правило, карданная передача не требует частого обслуживания и ремонта. Шарниры имеют заводскую смазку, которая не заменяется в течение всего срока службы. При ухудшении технического состояния шарнир подлежит замене. В ходе процедуры замены шарниров следует снять карданный вал.
4. Так как карданный вал является отбалансированным элементом, важно следить за тем, чтобы на его поверхности не образовывались наросты грязи. Всякий раз при подъеме автомобиля для проведения технического обслуживания очищайте и производите профилактический осмотр вала. Также убедитесь в том, что балансировочные грузы надежно закреплены на своих местоположениях. Для сохранения баланса следует устанавливать снятый карданный вал, не нарушая его исходного положения.
5. Неполадки в работе карданной передачи проявляются шумом и вибрацией при движении автомобиля. Определите источник неисправности в ходе испытательного пробега. Обратитесь к подразделу «Определение причин неисправностей» в начале данного руководства. Если будут обнаружены признаки неисправности элементов карданной передачи, произведите ее осмотр.
Осмотр
6. Поднимите заднюю часть автомобиля и установите опоры. Подложите клинья под передние колеса, чтобы предотвратить скатывание автомобиля с опор.
7. Находясь под автомобилем, произведите осмотр карданной передачи. Убедитесь в том, что на трубах валов отсутствуют вмятины или трещины. При наличии указанных дефектов следует произвести замену карданного вала.
8. Убедитесь в отсутствии признаков утечки масла на переднем и заднем концах вала. Следы утечки в области соединения вала с коробкой передач или раздаточной коробкой свидетельствуют о выходе из строя сальника коробки передач/раздаточной коробки (см. главу 7). Признаки утечки масла в области соединения вала с дифференциалом указывают на выход из строя сальника вала шестерни главной передачи (см. подраздел 9).
9. Находясь под автомобилем, попросите ассистента вращать заднее колесо, чтобы происходило вращение валов карданной передачи. Убедитесь в том, что карданные шарниры не издают щелчков и шума, а также не заедают при вращении вала.
10. Состояние шарниров можно также оценить, не проворачивая вал описанным образом. Захватите руками части карданной передачи, находящиеся по бокам шарнира и попытайтесь провернуть их в противоположных направлениях. Перемещение в шарнире в ходе проверки свидетельствует о его износе.
Также состояние шарниров оценивается при попытке приподнять вал.
11. В завершение проверки убедитесь в надежности затяжки болтов, расположенных на концах карданной передачи.
12. На полноприводных моделях следует осмотреть передний карданный вал по описанной выше методике. Осмотрите шлицевую вилку и прилегающую к ней область на наличие признаков утечки масла. Такие признаки свидетельствуют о выходе вилки из строя.
13. Убедитесь в отсутствии признаков утечки масла в области соединения карданных валов с раздаточной коробкой, а также с передним дифференциалом. Наличие таких признаков свидетельствует об износе сальников.
14. Кроме всего прочего, убедитесь в отсутствии чрезмерного люфта шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов) передних приводных валов. Убедитесь в отсутствии признаков утечки смазки в области, прилегающей к приводным валам. Для этого необходимо осмотреть чехлы ШРУСов на обоих концах приводного вала. Наличие признаков утечки в области фланца приводного вала свидетельствует о выходе из строя его сальника. Наличие консистентной смазки снаружи резинового чехла свидетельствует о его разрыве. Процедуры обслуживания данных элементов описаны в соответствующих подразделах данной главы.