Проверка компрессии
1. Результаты замера компрессии помогут определить техническое состояние деталей двигателя (поршни, кольца, клапаны, прокладка головки блока цилиндров). Анализируя результаты, можно определить, приводит ли к потере компрессии изношенность поршневых колец, клапанов и их седел или прокладки головки блока цилиндров.
Примечание: для проведения замера компрессии следует прогреть двигатель до рабочей температуры. Аккумулятор должен быть полностью заряжен.
2. Очистите участки вокруг свечей зажигания прежде, чем выкрутить их (при возможности используйте сжатый воздух, но также подойдет небольшая щетка или даже велосипедный насос). Эти меры направлены на предотвращение попадания грязи в цилиндры при проведении замера компрессии.
3. Снимите катушки и свечи зажигания с двигателя (см. главу 1 и 5).
4. Снимите реле топливного насоса, чтобы обесточить его цепь (реле расположено в блоке предохранителей/реле, расположенном в моторном отсеке - см. главу 4, иллюстрацию 3.3).
5. Подключите компрессометр к отверстию первой свечи зажигания (см. иллюстрацию).
3.5. Компрессометр с ввинчивающимся в отверстие свечи переходником предпочтительнее компрессометра, который необходимо прижимать в ходе измерения; при проведении замера дроссель должен находиться в полностью открытом положении
6. Проверните коленчатый вал двигателя таким образом, чтобы поршни прошли такт сжатия, по крайней мере, четыре раза. Наблюдайте при этом за показаниями компрессометра. Компрессия должна быстро возрасти, если двигатель исправен. Низкая компрессия после первого хода поршня, которая поднимается при последующих ходах, указывает на износ поршневых колец. Низкая компрессия при первом и последующих ходах поршня свидетельствует о неплотном прилегании клапанов или о том, что негерметична прокладка под головкой блока цилиндров (также причиной может служить трещина в головке). Наличие отложений нагара на обратной стороне головок клапанов также может являться причиной пониженной компрессии. Запишите максимальное показание замера компрессии.
7. Произведите замеры на остальных цилиндрах и сравните их результаты со значением, приведенным в спецификациях.
8. Влейте через отверстия свечей чистое моторное масло (приблизительно три порции из смазочного шприца) и повторите тест на компрессию.
9. Если добавление масла временно повышает компрессию, значит, причина ее снижения заключается в износе поршневых колец. Если увеличения компрессии нет, то, возможно, неплотно прилегают или прогорели клапаны, либо прорыв воздуха происходит через прокладку головки блока. Негерметичность закрытых клапанов может быть следствием прогорания их седел, а также иметь место из-за повреждения поверхности тарелки или деформации штока.
10. Низкая компрессия в двух смежных цилиндрах возможна из-за просачивания воздуха через участок прокладки головки, расположенный между цилиндрами. На это также укажет наличие охлаждающей жидкости в моторном масле.
11. Если компрессия в одном из цилиндров чуть ниже установленного предела, а при работе двигателя на холостом ходе отмечаются небольшие сбои, возможно, причиной такой неполадки является износ кулачка распредвала.
12. Если показания компрессометра необычайно высоки, причиной этого могут быть отложения нагара, скопившиеся на стенках камеры сгорания. При подтверждении этого предположения следует снять головку(и) блока цилиндров и счистить нагар.
13. Если компрессия ниже установленного значения, или результаты ее замера в цилиндрах значительно различаются между собой, целесообразно провести диагностирование с измерением степени разрежения. Для этого следует обратиться на станцию техобслуживания и ремонта. После проведения такого диагностирования будут точно определены источники и степень разгерметизации цилиндров двигателя.
Диагностирование с измерением степени разрежения
14. Проведение диагностирования с использованием вакуумметра позволяет без особых затрат получить представление о происходящих в двигателе процессах. В ходе проверки определяется степень износа поршневых колец и стенок цилиндров, прокладок головки блока цилиндров и впускного коллектора, а также соответствие норме соотношения воздушно-топливной смеси, проходимость выхлопной системы, состояние клапанов и их пружин, правильность регулировки системы зажигания и соответствие норме фаз газораспределения.
15. К сожалению, одно лишь измерение степени разрежения не дает точного диагноза неисправности, поэтому такую процедуру следует проводить в комплексе с другими диагностическими испытаниями.
16. Для точной интерпретации результатов испытания важно учитывать абсолютные значения и скорость изменения показаний вакуумметра. Большинство вакуумметров дает показания в миллиметрах ртутного столба (мм. рт. ст.). В описании процедуры предполагается, что измерения проводятся на уровне моря. При повышении над уровнем моря или снижении атмосферного давления показания вакуумметра уменьшаются. При повышении на каждые 300 м над отметкой 600 м над уровнем моря показания вакуумметра возрастают приблизительно на 25 мм. рт. ст.
17. Произведите измерение степени прямого разрежения во впускном коллекторе, а не перенесенного (в дроссельном блоке) (см. иллюстрацию). Убедитесь в том, что во время выполнения замера все шланги подсоединены, так как в противном случае будут получены неверные показания.
3.17. С помощью простого вакуумметра можно произвести точное диагностирование; перед принятием решения о необходимости капремонта следует обязательно произвести данный тест
18. Перед измерением степени разрежения предварительно прогрейте двигатель. Подоприте колеса и затяните стояночный тормоз. Установив рычаг переключения передач в положение «PARK», запустите двигатель и оставьте его работать на холостых оборотах.
Предупреждение: не допускайте попадания рук или вакуумметра в лопасти вентиляторов.
19. Снимите показания вакуумметра; обычный исправный двигатель должен создавать устойчивое разрежение приблизительно 432 - 559 мм. рт. ст (см. иллюстрацию). Приведенные ниже результаты измерений указывают на следующие состояния двигателя.
3.19. Типовые показатели вакууметра
- а) Устойчивое низкое показание вакуумметра, как правило, указывает на негерметичность прокладки между впускным коллектором и дроссельным блоком, выход из строя вакуумного шланга, чрезвычайно позднее зажигание или неправильную регулировку фаз газораспределения. Проверьте установку угла опережения зажигания, воспользовавшись стробоскопом, и перед снятием кожуха приводной цепи для проверки положения установочных меток фаз газораспределения устраните другие возможные причины, произведя проверки, описанные в данной главе.
- b) Если показания вакуумметра неустойчивые, и на 80-200 мм ниже требуемой величины, следует предположить негерметичность прокладки впускного коллектора на впускном канале или выход из строя топливной форсунки.
- с) Если устойчивые показания вакуумметра ниже приведенного значения приблизительно на 50-100 мм, следует пр „дположить негерметичность клапанов в закрытом положении. Произведите замер компрессии и проверку на герметичность, чтобы подтвердить предположение.
- d) Неустойчивое или скачкообразное снижение давления может быть следствием залипания клапана или пропусков зажигания. Произведите замер компрессии и проверку на герметичность, осмотрите свечи зажигания.
- е) Быстрые колебания стрелки вакуумметра с амплитудой приблизительно 100 мм. рт. ст. на холостом ходу двигателя в комплексе с повышенным выделением дыма из выхлопной трубы свидетельствуют об износе направляющих втулок клапанов. Произведите проверку на герметичность, чтобы подтвердить предположение. Если стрелка начинает быстро вибрировать при увеличении оборотов двигателя, проверьте герметичность прокладки впускного коллектора или головки блока цилиндров, а также убедитесь в том. что клапанные пружины не ослаблены, клапана не прогорели, и система зажигания работает без сбоев.
- f) Незначительное колебание стрелки с амплитудой примерно 100 мм. рт. ст., скорее всего, указывает на неполадки в системе зажигания. Произведите все соответствующие проверки, как в ходе технического обслуживания, и, при необходимости, произведите проверку работы зажигания, воспользовавшись специальным анализатором.
- g) Если стрелка вакуумметра колеблется со значительной амплитудой, произведите замер компрессии в цилиндрах и проверку на герметичность, чтобы обнаружить вышедший из строя цилиндр двигателя или убедиться в негерметичности прокладки головки блока цилиндров.
- h) Если отмечаются медленные колебания стрелки в широком диапазоне, проверьте проходимость системы вентиляции картера (PCV), соответствие норме соотношения воздушно-топливной смеси холостого хода, а также герметичность дроссельного блока и прокладки впускного коллектора.
- j) Поднимите частоту вращения коленвала до 2500 об/мин и резко отпустите педаль газа. Если двигатель в нормальном рабочем состоянии, то степень разрежения должна при этом устремиться к нулю, а затем превысить нормальное значение приблизительно на 130 мм. рт. ст. и вернуться к своему обычному положению на холостом ходу двигателя. Если степень разрежения медленно возрастает, не достигая своего максимального значения при закрытом положении дроссельного блока, возможно, критически изношены поршневые кольца. Если стрелка перемещается с задержкой, то, возможно, ограничена проходимость выхлопной системы (часто оказываются забитыми глушитель или каталитический конвертер). Простой способ выявить заблокированный элемент состоите разъединении выхлопной системы на участке перед проверяемым элементом и повторном проведении проверки степени разрежения.