Так же приведены рекомендации относительно всех стадий ремонта, от подготовки оборудования и приобретения инструментов и запчастей до подробного пошагового описания процедур снятия, осмотра, ремонта и установки элементов двигателя.
При описании процедур в следующих подразделах подразумевается, что двигатель предварительно снят с автомобиля. Снятие, осмотр, ремонт и установка элементов двигателя, который установлен в автомобиле, описаны в части А данной главы.
В данной части главы приведены спецификации, необходимые для проверки давления масла и замера компрессии. Для получения дополнительных технических данных и значений моментов затяжки следует обратиться к части А данной главы.
Порой нелегко определить целесообразность капитального ремонта.
То, что большой пробег не всегда является показателем необходимости капитального ремонта, а малый пробег не является основанием не проводить ремонт - вероятно, главный фактор, требующий рассмотрения. Двигатель, на котором регулярно заменялось масло и фильтр, проводилось другое необходимое обслуживание, должен надежно проработать в течение многих тысяч километров. Неухоженному двигателю, наоборот, может потребоваться капитальный ремонт при очень небольшом пробеге.
Чрезмерный расход масла указывает на то, что поршневые кольца, сальники клапанов и/или направляющие втулки требуют осмотра. Убедитесь, что утечка масла через прокладки и сальники не послужила поводом ошибочно полагать, что кольца и/или направляющие изношены. Для определения вероятной причины проблемы произведите замер компрессии (см. подраздел 3) или проверьте герметичность цилиндров (см. подраздел 4).
Проверьте давление масла, подключив манометр к отверстию датчика давления масла, и сравните его со значением, приведенным в спецификациях данной главы (см. подраздел 2). Если давление чрезвычайно низкое, вероятно, изношены подшипники двигателя и/ или масляный насос.
Снижение мощности, неустойчивая работа двигателя, стук и металлический скрежет, чрезмерный шум клапанного механизма и высокий расход топлива также указывают на потребность в капитальном ремонте, особенно, если перечисленные факторы проявляются одновременно. Если в ходе техобслуживания не происходит устранение неполадок, то капитальный ремонт неизбежен.
Капитальный ремонт включает в себя восстановление всех внутренних элементов до приобретения двигателем параметров нового силового агрегата. Во время капитального ремонта производится замена поршневых колец, а также расточка цилиндров двигателя до ремонтных размеров (расточка и хонингование) (см. иллюстрации 1.2 и 1.3).
1.2. Механик производит расточку цилиндров двигателя на специальном станке
1.3. После расточки производится хонингование цилиндров на специальной установке
Если расточка производится в автомастерской, то на двигатель устанавливаются новые поршни ремонтного размера. Также заменяются коренные подшипники и подшипники нижней головки шатуна, в случае необходимости производится шлифовка коленчатого вала для восстановления его шеек (см. иллюстрацию 1.4).
1.4. Механическая обработка шеек коренных подшипников коленвала
В ходе ремонта двигателя так же восстанавливаются клапаны, так как на этом этапе их состояние, обычно, оставляет желать лучшего. При необходимости также отремонтируйте или замените генератор и стартер. В итоге ремонта двигатель должен приобрести характеристики нового мотора, способного безотказно проработать на протяжении многих километров пробега.
Примечание: требующие пристального внимания элементы системы охлаждения, такие как шланги, приводной ремень, термостат и насос, должны быть заменены при осуществлении капитального ремонта. Следует проверить радиатор на наличие утечки и засорения (см. главу 3). Некоторые мастерские не дают гарантию на сменный восстановленный двигатель или силовой агрегат, собранный на основе сменного усеченного блока цилиндров, если не был заменен или профессионально очищен радиатор системы охлаждения. Кроме того, при проведении капитального ремонта рекомендуется не ремонтировать, а заменять масляный насос.
Восстановление внутренних элементов современного двигателя - довольно трудоемкая процедура, требующая наличия специальных навыков и терпения, а также применения множества специальных приспособлений. Предпочтительнее поручить выполнение данного вида работ специалистам сервисной станции (см. иллюстрации 1.5, 1.6 и 1.7). Перед принятием решения о виде обслуживания и перечне ремонтных операций дождитесь снятия двигателя и осмотра всех его элементов (особенно блока цилиндров). Состояние основных деталей является определяющим при принятии решения о том, ремонтировать ли старый двигатель или приобрести новый или восстановленный силовой агрегат, поэтому не покупайте запчасти и не производите ремонт других элементов, пока не был осмотрен блок цилиндров. Как правило, основные затраты на ремонт - это трата времени, поэтому не стоит устанавливать изношенные или нестандартные запчасти.
1.5. Механик определяет изгиб шатуна при использовании специального оборудования
1.6. Диаметр расточки коренного подшипника определяется при использовании нутрометра
1.7. Неравномерный износ поршня свидетельствует о том, что шатун изогнут
Следует отметить, что восстановление двигателя на сервисных станциях, как правило, длиться не менее двух недель. На некоторых станциях можно только лишь восстановить имеющийся двигатель, а на других, помимо этого, можно установить отремонтированный двигатель взамен снятого. Возможно, такое решение будет экономически оправданным.