Примечание: на всех описываемых автомобилях предусмотрено наличие двух кислородных датчиков, расположенных перед катализатором и за ним.
1. Кислородный датчик регистрирует количество кислорода, оставшееся в выхлопе после сгорания топливовоздушной смеси. Оставшийся в выхлопе кислород вступает в реакцию с элементом датчика, и, таким образом, генерирует импульс, напряжение которого лежит в пределах 0.1 (повышенное содержание кислорода, обедненная смесь) - 0.9 В (низкое содержание кислорода, обогащенная смесь). Верхний кислородный датчик расположен в выхлопной системе перед нейтрализатором. В РСМ осуществляется постоянный контроль импульсов верхнего датчика, на основании чего поддерживается оптимальная ширина импульса форсунок и, таким образом, обеспечивается оптимальное соотношение топливовоздушной смеси Смесь, которая имеет соотношение 14.7:1, является оптимальной для обеспечения низкой токсичности выхлопа и максимальной экономии топлива при наивысших рабочих характеристиках силового агрегата. Таким образом, в РСМ осуществляется постоянное поддержание указанного соотношения смеси на основании импульсов кислородного датчика.
2. По импульсам нижнего кислородного датчика (расположенного в выхлопной системе за каталитическим конвертером) в РСМ не определяется необходимость корректировки соотношения топливовоздушной смеси. Принцип действия нижнего кислородного датчика аналогичен принципу действия верхнего датчика. По сигналам нижнего датчика в РСМ определяется эффективность работы каталитического конвертера. Изменение амплитуды импульса нижнего датчика происходит медленнее, чем изменение амплитуды сигнала верхнего кислородного датчика, поскольку отработанные газы, прошедшие через каталитический конвертер, содержат меньше кислорода.
3. Не прогревшись до рабочей температуры (примерно 318°С), датчик содержания кислорода не генерирует импульсов. В течение периода, предшествующего нагреванию датчика, в РСМ осуществляется контроль подачи топлива напрямую. При этом сигнал датчика не определяет количество кислорода в выхлопных газах. Контроль подачи топлива в РСМ происходит на основании сигналов других датчиков системы управления по встроенной программе. Все кислородные датчики имеют нагревательный элемент, который соединен с аккумулятором через силовую цепь, защищенную предохранителем. При подаче напряжения происходит разогревание датчика до рабочей температуры в кратчайший срок.
4. На работу кислородного датчика влияют четыре фактора:
- а) Электрический - четкость передачи импульсов низкого напряжения зависит от состояния разъемов, которые следует осматривать в первую очередь при сбоях в работе кислородного датчика.
- b) Возможность циркуляции воздуха - датчик функционирует при циркуляции воздуха в его корпусе.
- При снятии, установке или замене датчика убедитесь в проходимости его воздушных каналов.
- с) Создание рабочей температуры -в РСМ не может зафиксироваться сигнал датчика, пока тот не прогреется до рабочей температуры, приблизительно 318°С. Этот фактор должен быть учтен при оценке рабочих характеристик датчика.
- d) Использование неэтилированного бензина - для обеспечения надлежащего функционирования датчиков необходимо заправлять автомобиль только неэтилированным бензином.
5. В РСМ может определяться несколько причин неисправности датчиков. При этом в памяти микропроцессора регистрируются соответствующие диагностические коды, определяющие специфику неполадки (см. подраздел 2). При выходе датчика из строя его импульсами пренебрегается, и РСМ переходит в прямой режим контроля подачи топлива, как описано выше.
Замена
6. Поскольку выхлопная труба сжимается при охлаждении, ослабление усилия затяжки кислородного датчика при непрогретом двигателе может оказаться затруднено. Чтобы исключить повреждение датчика при выкручивании, предварительно запустите двигатель и заглушите его через две минуты. Остерегайтесь получить ожог в ходе следующей процедуры. Учитывая перечисленные ниже факторы, следует деликатно обращаться с датчиком при воздействии на него.
- а) Датчик содержания кислорода имеет хвостовик и разъем, которые не должны отделяться при снятии. Повреждение или отделение хвостовика или электроразъема могут негативно отразиться на дальнейшей работе датчика.
- b) Не допускайте попадания смазки, грязи и другого загрязнения на разъем и открытый конец датчика.
- с) При очистке датчика содержания кислорода не следует использовать растворитель.
- d) Обращайтесь с датчиком деликатно и не допускайте его падения.
- е) Не пытайтесь восстановить проводку датчика - при ее повреждении необходимо произвести замену.
7. При замене нижнего кислородного датчика необходимо поднять автомобиль и установить вертикальные опоры.
8. Верхний кислородный датчик можно заменить без подъема автомобиля.
9. Отсоедините от датчика разъем (см. иллюстрации).
11.9а. Расположение верхнего кислородного датчика, сигналы которого отражают эффективность работы двигателя
11.9b Расположение нижнего кислородного датчика, сигналы которого отражают эффективность работы каталитического конвертера
10. Воспользовавшись подходящим гаечным ключом или специальной головкой, выкрутите датчик из выхлопной трубы.
11. Чтобы облегчить последующее выкручивание, на резьбу датчика необходимо нанести противозадирный состав. Как правило, новый датчик поставляется с нанесенным на резьбу противозадирным составом. Если это не так, покройте резьбу составом.
12. Установите и надежно затяните датчик.
13. Подсоедините разъем к датчику и опустите автомобиль.