Диагностическое оборудование
1. Для проверки состояния элементов системы впрыска и снижения токсичности выхлопа необходимо воспользоваться цифровым мультиметром (см. иллюстрацию). Ранее разработанному аналоговому мультиметру следует предпочесть новый цифровой прибор по следующим причинам. Аналоговый мультиметр не фиксирует сотые и тысячные доли Вольт, Ампер и Омов. Точность измерении особенно актуальна при проверке электронных цепей, которые зачастую находятся под низким напряжением. Еще один фактор, указывающий на предпочтительность цифрового мультиметра - высокое сопротивление его внутренней цепи. Цифровом прибор имеет внутреннюю схему с чрезвычайно высоким сопротивлением (10000000 Ом). Так как вольтметр подключается параллельно в тестируемую цепь, очень важно, чтобы не происходила подача напряжения на параллельную цепь, в которую входит непосредственно вольтметр. При измерении цепей с высоким напряжением (9 - 12 В) потеря напряжения в параллельной цепи не существенно влияет на результаты замера. Напротив, при диагностировании цепей низкого напряжения, например, цепи, в которую включен датчик уровня содержания кислорода, потеря может быть соизмерима с общим напряжением цепи. Существуют некоторые исключительные случаи, когда для тестирования некоторых датчиков необходимо использование аналогового прибора.
2.1. Цифровые мультиметры могут использоваться для тестирования всех типов цепей; эти приборы из-за высокого сопротивления внутренних цепей точнее аналоговых мультиметров. что существенно при измерениях на цепях низкого напряжения, подключенных к процессору системы
2. Портативные сканеры являются наиболее эффективными и универсальными приспособлениями для диагностирования систем управления двигателем автомобилей последних лет выпуска (см. иллюстрацию). Перед началом диагностирования убедитесь в том, что имеющийся сканер соответствует фирме-производителю, модификации и году выпуска диагностируемого автомобиля. Зачастую имеется возможность приобрести специальные картриджи к сканеру, с помощью которых следует проводить диагностирование автомобилей конкретных марок (FORD, GMC, CHRYSLER и т. д.). Некоторые марки классифицируются в соответствии с местом сборки (Азия. Европа, США ит.д.).
2.2. Сканеры моделей Actron OBD-II, Actron Scantool и AutoXray XP240 являются мощным диагностическим оборудованием. Такие устройства оснащены диагностическим программным обеспечением, поэтому они способны отобразить практически любую информацию, касающуюся системы управления двигателем
3. При работе с системой диагностирования OBD-II необходимо использование специального сканера. Такие сканеры разработаны и выпущены несколькими производителями. Перед приобретением сканнера получите дополнительные сведения в магазине относительно ассортимента диагностических сканеров и их цены.
Общее описание системы OBD
4. Все описываемые автомобили оснащены системой бортовой диагностики второго поколения OBD-II. Система состоит из бортового компьютера (РСМ), информационных датчиков и приводных устройств.
5. В блок РСМ поступают импульсы различных датчиков и других электронных устройств (выключателей, реле ит.д.). После обработки полученной информации из РСМ поступают сигналы управления различными приводными реле, электроклапанами и другими устройствами (например, топливными форсунками). Блок РСМ имеет специальную настройку, что обеспечивает оптимизацию параметров экономии топлива, рабочих характеристик двигателя и уровня токсичности выхлопа.
6. Так как система управления двигателем имеет гарантию, которая прекращает действие, если элементы системы повреждены при самостоятельном воздействии на них, не стоит производить диагностирование или замену РСМ в домашних условиях, пока не истек гарантийный срок. Если срок гарантии не истек, при сбоях в работе системы или РСМ следует обращаться на фирменную станцию.
Датчики системы
7. Датчик положения педали акселератора (АРР) расположен на педали акселератора, и состоит из двух отдельных выключателей, заключенных в единый корпус. Таким образом, вырабатывается два отдельных импульса: один в цепи низкого напряжения, а другой - в цепи с напряжением 5 Вольт. Напряжение первого выключателя возрастает по мере вдавливания педали акселератора, а напряжение второго выключателя снижается. Датчик АРР вместе с другими информационными датчиками обеспечивает работу системы автоматического привода дросселя.
8. Датчик положения распредвала (СМР) передает в РСМ сигнал, определяющий положение распределительного вала. На основании импульсов данного датчика, а также датчика положения коленвала, в РСМ происходит синхронизация фаз впрыска топлива.
9. Датчик положения коленвала (СКР) передает в блок управления сигнал, определяющий положение коленвала, соответствующее ВМТ первого поршня, при каждом рабочем цикле двигателя. На основании получаемых импульсов в блоке РСМ осуществляется управление фаз зажигания и синхронизация фаз впрыска топлива.
10. Датчик температуры охлаждающей жидкости (ЕСТ) передает сигнал в РСМ, на основании чего определяется температура охлаждающей жидкости. Сигналы датчика учитываются при определении оптимального соотношения топливовоздушной смеси, а также при расчете фаз зажигания.
11. Датчик температуры подаваемого воздуха (IAT) применяется для определения температуры воздуха, поступающего во впускной коллектор. Импульсы датчика являются исходными при определении в РСМ продолжительности открытия форсунок.
12. Датчик детонации (KS) содержит пьезоэлектрический элемент, который излучает импульсы, зависящие от вибрации блока цилиндров. По сигналам определяется наличие детонации двигателя. При поступлении соответствующих сигналов датчика в РСМ сокращается угол зажигания, за счет чего предотвращается детонация.
13. Датчик абсолютного давления в коллекторе (МАР) применяется для определения давления во впускном коллекторе, а также внешнего атмосферного давления. На основании поступающих сигналов в РСМ определяется нагрузка на двигатель, в соответствии с изменением которой происходит корректировка соотношения топливовоздушной смеси.
14. Датчик количества поступающего воздуха (MAF) предназначен для определения массы воздуха, проходящего через корпус датчика и входящего в двигатель. Сигналы датчика обрабатываются в РСМ, где определяется количество топлива, необходимое для образования оптимальной топливовоздушной смеси.
15. Кислородный датчик (Ог) вырабатывает сигналы, которые изменяются в зависимости от содержания кислорода в выхлопе. На основании сигналов датчика в РСМ определяется соотношение топливовоздушной смеси. При необходимости происходит обеднение или обогащение смеси.
16. Датчик положения дросселя (TPS) регистрирует перемещение и определяет положение дроссельной заслонки. Соответствующий сигнал передается в РСМ, на основании чего происходит определение закрытого, нормального или полностью открытого положения дроссельного блока. Эти данные вместе с сигналами других датчиков определяют период открытия клапанов форсунок, а также служат основанием для автоматической корректировки фаз зажигания. Следует отметить, что на описываемых автомобилях датчик интегрирован в дроссельный блок. При необходимости производится замена узла целиком.
17. Датчик скорости автомобиля (VSS) передает в РСМ сигнал, определяющий скорость движения автомобиля.
18. Другие входные сигналы электронного блока поступают в РСМ с различных выключателей и электроцепей, состояние которых определяет эксплуатационный режим автомобиля. Данные импульсы поступают со следующих выключателей и электрических цепей.
- а) Система кондиционирования
- b) Силовая цепь аккумулятора
- с) Датчик включения стоп-сигналов
- d) Система поддержания заданной скорости
- е) Датчик положения клапана EGP
- f) Датчик давления и уровня моторного масла
- g) Система улавливания паров топлива
- h) Датчик уровня топлива и давления в бензобаке
- i) Замок зажигания
- j) Датчик нахождения селектора в положении Park/Neutral (PNP)
- k) Сигнальные цeпи датчиков и контуры заземления
- l) Выключатели коробки передач
Приводные устройства системы
19. Реле муфты кондиционера обеспечивает управление муфтой компрессора с электронного блока РСМ.
20. Система корректировки фаз распредвала получает импульсы из РСМ на электроклапан приводного устройства, за счет чего корректируется положение кулачков распределительного вала для оптимизации рабочих характеристик двигателя.
21. Индикатор «Service Engine Soon» включается с блока РСМ при возникновении неполадки в электронной системеуправления двигателем.
22. Устройство системы поддержания заданной скорости управляется с РСМ для обеспечения работы системы «круиз-контроль».
23. Реле вентилятора охлаждения двигателя служит для электронного управления вентилятором с блока РСМ в зависимости от импульсов датчика температуры охлаждающей жидкости.
24. Соленоиды продувочного и вентиляционного клапанов адсорбера системы EVAP управляются с электронного блока РСМ для продувки адсорбера и направления из него паров топлива во впускной коллектор для сжигания в камерах двигателя.
25. Топливные форсунки открываются с РСМ в отдельном порядке в соответствии с последовательностью воспламенения. В электронном блоке также осуществляется контроль время открытого состояния форсунки (ширина импульса). Данная величина (измеряемая в миллисекундах) определяет количество подаваемого топлива. Подробное описание системы подачи топлива, а также принципа действия и процедуры замены форсунок приведено в главе 4.
26. Реле топливного насоса включается с блока РСМ при переводе ключа зажигания в положение Start или Run. При замыкании выключателя зажигания происходит срабатывание реле, и в системе создается первичное давление топлива. В главе 4 приводится описание процедур проверки работоспособности и замены топливного насоса.
27. Клапан холостого хода (IAC) предназначен для регулировки потока воздуха, который пропускается в обход полностью закрытого или находящегося в положении холостого хода дроссельного блока. На клапан поступают сигналы с РСМ. При нахождении двигателя под дополнительной нагрузкой (например, маневрирование на низкой скорости, работа системы кондиционирования и т. д.) обороты холостого хода могу упасть, вплоть до остановки двигателя. Для предотвращения этой ситуации через клапан поступает дополнительное количество воздуха, что позволяет сохранять требуемые для преодоления нагрузки обороты двигателя.
28. Катушки зажигания/блок воспламенения находятся под управлением блока РСМ, которое осуществляется в зависимости от эксплуатационных режимов двигателя. В главе 5 приведена более подробная информация о катушках зажигания и воспламенительном блоке.
Считывание кодов неисправностей из электронной памяти микропроцессора
Примечание: для получения кодов неисправностей из памяти микропроцессора РСМ необходимо применение специального сканера. При отсутствии требуемого диагностического устройства предоставьте автомобиль на фирменную станцию.
29. Если в РСМ регистрируется неисправность в системе контроля токсичности выхлопа, а также в ее отдельных элементах и электроцепях, на панели приборов включается индикатор SERVICE ENGINE SOON, который иногда называют индикатором неисправности (MIL). Индикатор будет работать до устранения неисправности и до удаления из электронной памяти РСМ кода, или до тех пор, пока на протяжении нескольких ездовых циклов не будет происходить регистрации данной неисправности.
30. Для получения кодов из памяти РСМ необходимо применение специального сканера. Подключите сканер, имеющий совмещенный с системой OBD-II интерфейс, к диагностическому разъему автомобиля (см. иллюстрацию). Применение данного оборудования позволяет определять первопричины неполадок в работе двигателя. Также в сканере предусмотрена функция замораживания базовых параметров соответствующих датчиков и приводных устройств в момент возникновения неполадки в системах управления двигателем или снижения токсичности выхлопа. В памяти сохраняются параметры, зарегистрированные в момент записи кода неисправности. Наличие данной функции позволяет исследовать цепи и оценивать их параметры при диагностике неисправностей, носящих непостоянный характер. Если возникает неисправность непостоянного характера, и диагностический сканер отсутствует, предоставьте автомобиль на фирменную станцию для проведения исследований.
2.30. Как правило, диагностический разъем расположен под панелью приборов
Удаление кодов неисправностей из электронной памяти микропроцессора
31. После определения причины неисправности выполните ремонт или замену элементов, вышедших из строя, и произведите очистку электронной памяти РСМ. Предпочтительно удаление кодов из памяти производить с применением сканера, но также это можно выполнить при отключении от электронного блока питания аккумулятора не менее чем на 30 секунд. Можно отключить питание, сняв предохранитель РСМ, отсоединив разъем силовой цепи РСМ, расположенный рядом с положительным контактным выводом аккумулятора (если наличие разъема предусмотрено конструкцией), а также отсоединив отрицательный провод от аккумулятора. После установки новых электронных элементов системы снижения токсичности, перед запуском двигателя, необходимо очистить электронную память микропроцессора от кодов неисправности. В памяти РСМ хранятся рабочие параметры каждого датчика. Если новый датчик ввести в работу до удаления параметров старого датчика, то в блоке РСМ может зарегистрироваться код неисправности.
Расшифровка диагностических кодов
32. В приведенной таблице дана расшифровка кодов, которые может получить механик-автолюбитель при самостоятельном выполнении процедур. При диагностировании в фирменном центре, с применением специального оборудования и программного обеспечения, может быть получено значительно больше диагностических кодов. Не все коды относятся к конкретной модели описываемого ряда. Регистрация кода неисправности не всегда сопровождается включением индикатора SERVICE ENGINE SOON. Для получения кодов неисправностей на всех моделях необходимо применение диагностического сканера.
Код | Вероятная причина |
Р0013 | Неполадки в электроцепи устройства корректировки фаз распредвала |
P0014 | Сбой периода фазы распредвала |
Р0105 | Напряжение в цепи датчика МАР выходит за установленный предел |
Р0107 | Слабый входной сигнал цепи датчика абсолютного давления (МАР) |
Р0108 | Высокий входной сигнал цепи датчика абсолютного давления (МАР) |
Р0112 | Слабый входной сигнал цепи датчика IAT |
Р0113 | Чрезвычайно высокий входной сигнал цепи датчика IAT |
Р0117 | Слабый входной сигнал цепи датчика ЕСТ |
Р0118 | Чрезвычайно высокий входной сигнал цепи датчика ЕСТ |
Р0122 | Слабый входной сигнал цепи датчика ТР |
Р0123 | Чрезвычайно высокий входной сигнал цепи датчика ТР |
Р0125 | Температура охлаждающей жидкости слишком низкая для включения цепи обратной связи топливной системы |
Р0128 | Слишком низкая окружающая температура (ЕСТ) |
Р0130 | Несоответствие норме сигналов и рабочих характеристик цепи кислородного датчика |
Р0131 | Слабый сигнал в электроцепи кислородного датчика (верхний датчик, левый ряд) |
Р0132 | Чрезвычайно высокий сигнал в электроцепи кислородного датчика (верхний датчик, левый ряд) |
Р0133 | Замедленная обратная связь цепи кислородного датчика (верхний датчик, левый ряд) |
Р0134 | Отсутствие активности цепи кислородного датчика (верхний датчик, левый ряд) |
Р0135 | Неполадки в цепи нагревательного элемента кислородного датчика (верхний датчик, левый ряд) |
Р0137 | Слабый сигнал в электроцепи кислородного датчика (нижний датчик, левый ряд) |
Р0138 | Чрезвычайно высокий сигнал в электроцепи кислородного датчика (нижний датчик, левый ряд) |
Р0140 | Отсутствие активности цепи кислородного датчика (нижний датчик, левый ряд) |
Р0141 | Неполадки в цепи нагревательного элемента кислородного датчика (нижний датчик, левый ряд) |
Р0171 | Обеднение топливовоздушной смеси, левый ряд |
Р0172 | Обогащение топливовоздушной смеси, левый ряд |
Р0175 | Обогащение топливовоздушной смеси, правый ряд |
Р0201 -Р0206 | Неполадки в цепи управления форсунки одного из цилиндров |
Р0300 | Пропуски зажигания |
Р0301-Р0306 | Пропуски зажигания в определенном цилиндре |
Р0326 | Неисправность в диагностической цепи датчика детонации |
Р0327 | Низкий выходной сигнал в цепи датчика детонации (передний датчик детонации) |
Р0332 | Низкий выходной сигнал в цепи датчика детонации (задний датчик детонации) |
Р0335 | Неполадки в цепи датчика положения коленвала |
Р0336 | Несоответствие норме величины или характеристики сигнала датчика положения коленвала |
Р0340 | Неполадки в цепи датчика положения распредвала |
Р0341 | Несоответствие норме величины или характеристики сигнала датчика положения распредвала |
Р0420 | Снижена эффективность системы каталитической нейтрализации, левый ряд |
Р0440 | Неполадки в работе системы улавливания паров топлива |
Р0442 | Незначительный прорыв газов из системы EVAP |
Р0446 | Несоответствие норме величины или характеристики сигнала в цепи вентиляционного клапана системы EVAP |
Р0449 | Неполадки в цепи управления вентиляционного клапана системы EVAP |
Р0452 | Низкий входной сигнал цепи датчика давления системы EVAP |
Р0453 | Чрезмерно высокий входной сигнал цепи датчика давления системы EVAP |
Р0480 | Неполадки в цепи управления реле вентилятора охлаждения |
Р0483 | Ошибка при определении оборотов вентилятора системы охлаждения |
Р0493 | Ошибка при определении оборотов вентилятора системы охлаждения |
Р0495 | Завышение требуемых оборотов вентилятора системы охлаждения |
Р0502 | Низкий входной сигнал цепи датчика скорости автомобиля |
Р0503 | Прерывистый отказ в цепи датчика скорости автомобиля |
Р0506 | Неисправность датчика IAC, в результате которой снижаются обороты холостого хода |
Р0507 | Неисправность датчика IAC, в результате которой повышаются обороты холостого хода |
Р0526 | Потеря сигнала, определяющего обороты вентилятора охлаждения |
Р0562 | Низкое напряжение системы |
Р0563 | Высокое напряжение системы |
Р0601 | В электронной памяти РСМ обнаружена ошибка |
Р0602 | В программе РСМ обнаружена ошибка |
Р0603 | При перезагрузке электронной памяти РСМ обнаруживается ошибка |
Р0604 | В оперативной памяти РСМ обнаружена случайная (RAM) ошибка |
Р0605 | В запоминающем устройстве РСМ (ROM) обнаружена ошибка |
Р0621 | Неисправность цепи, подключенной к контактному выводу L генератора |
Р0622 | Неисправность цепи, подключенной к контактному выводу F генератора |
Р0705 | Неисправность в цепи датчика нахождения селектора в положении Park/Neutral |
Р0711 | Несоответствие норме характеристик сигнала в цепи датчика температуры трансмиссионного масла |
Р0712 | Низкий входной сигнал в цепи датчика температуры трансмиссионного масла |
Р0713 | Высокий входной сигнал в цепи датчика температуры трансмиссионного масла |
Р0719 | Низкий сигнал цепи выключателя тормоза муфты гидротрансформатора |
Р0724 | Высокий сигнал цепи выключателя тормоза муфты гидротрансформатора |
Р0740 | Электроклапан муфты гидротрансформатора не управляется через цепь |
Р0741 | Заклинивание гидротрансформатора в отключенном положении |
Р0742 | Заклинивание гидротрансформатора во включенном положении |
Р0748 | Неисправность в цепи клапана контроля давления |
Р0751 | Несоответствие норме характеристик сигналов цепи электроклапана переключения с 1 на 2 передачу |
Р0753 | Неисправность в цепи электроклапана переключения с 1 на 2 передачу |
Р0756 | Несоответствие норме характеристик сигналов цепи электроклапана переключения со 2 на 3 передачу |
Р0758 | Неисправность в цепи электроклапана переключения со 2 на 3 передачу |
Р0785 | Неисправность в цепи электроклапана переключения со 2 на 3 передачу |
Р1120 | Низкое напряжение в цепи датчика положения дросселя 1 |
Р1133 | Неудовлетворительное переключение кислородного датчика (верхний кислородный датчик) |
Р1134 | Нарушение временных фаз работы кислородного датчика (верхний кислородный датчик) |
Р1137 | Низкое напряжение в цепи кислородного датчика (нижний кислородный датчик) |
Р1138 | Высокое напряжение в цепи кислородного датчика (нижний кислородный датчик) |
Р1171 | При акселерации обедняется топливовоздушная смесь |
Р1220 | Несоответствие норме характеристики сигнала датчика положения дросселя |
Р1221 | Рассогласование между двумя датчиками положения дросселя |
Р1258 | Включение режима защиты двигателя от перегревания |
Р1271 | Чрезмерное различие напряжения между датчиками 1 и 2 положения педали акселератора (АРР) |
Р1275 | Завышенное или заниженное напряжение в цепи датчика положения педали акселератора |
Р1280 | Рассогласование между двумя датчиками 1 и 2 положения педали акселератора |
Р1336 | Не происходит запоминания режимов датчика положения коленвала |
Р1345 | Корреляция датчиков положения коленвала/положения распредвала |
Р1380 | Ошибка при определении в электронном блоке тормозной системы неровного дорожного покрытия |
Р1381 | Из электронного блока тормозной системы не поступают серийные данные |
Р1441 | В системе улавливания паров топлива происходит вентиляция без продувки |
Р1481 | Потеря сигнала, определяющего обороты вентилятора охлаждения |
Р1482 | Несоответствие норме напряжения в цепи муфты вентилятора охлаждения |
Р1484 | Ошибка при определении оборотов вентилятора охлаждения |
Р1512 | Намечающая или имевшая место ошибка при определении положения дросселя |
Р1514 | Воздухомер (MAF), интенсивность потока воздуха отличается от расчетной величины |
Р1515 | Датчик положения дросселя (TPS), различие между реальным и определенным положением дросселя |
Р1516 | Несоответствие норме характеристик сигнала датчика положения дросселя (TPS) |
Р1621 | Несоответствие норме характеристик параметров электронной памяти РСМ |
Р1630 | Неполадки в контроллере системы противоугонной сигнализации (превышение времени в режиме ввода пароля) |
Р1631 | Ввод неправильного пароля системы противоугонной сигнализации |
Р1633 | Отсутствие напряжения при положении замка зажигания 0, и наличие при положении 1 |
Р1635 | Цепь с напряжением 5 Вольт |
Р1637 | Неполадки в цепи, соединенной с контактным выводом L генератора |
Р1638 | Сбои в электромагнитном цикле генератора |
Р1639 | Цепь с напряжением 5 Вольт |
Р1682 | Напряжение при положении замка зажигания 1 меньше 10 Вольт |
Р1810 | Неисправность датчика давления масла в коробке передач |
Р1860 | Неполадки в цепи электроклапана устройства изменения ширины импульса муфты гидротрансформатора |
Р1870 | Пробуксовка коробки передач |