Предупреждение 1: при проведении работ с элементами зажигания необходимо соблюдать исключительные меры предосторожности, так как в данной системе вырабатывается чрезвычайно высокое напряжение, которое может присутствовать не только на контактах катушек и свечей, но и на контактах других элементов и устройств, включенных в цепь системы.
Предупреждение 2: в ходе описываемых ниже процедур необходимо поворачивать коленвал двигателя. Не допускайте попадания соединительных проводов, а также свободных элементов одежды, длинных волос и т.д. на подвижные элементы двигателя (приводной ремень, вентилятор охлаждения и т.д.).
1. Перед тем, как сделать вывод о неисправности системы зажигания в автомобиле, двигатель которого не запускается, необходимо выполнить ряд первичных проверок.
- а) Убедитесь в том, что клеммы проводов аккумулятора надежно затянуты и не покрыты отложениями.
- b) Проверьте работоспособность аккумулятора (см. подраздел 3). При необходимости произведите замену батареи.
- с) Осмотрите провода и разъемы в соединениях катушек и блока управления системы зажигания.
- d) Осмотрите соответствующие предохранители, расположенные в распределительном блоке, который находится в моторном отсеке (см. главу 12). Если выяснится, что предохранитель перегорел, замените его, предварительно устранив причину перегорания.
2. Если происходит вращение коленвала, после которого двигатель не запускается, или отмечаются явные пропуски зажигания, убедитесь в том, что для образования искры свечей к ним подается достаточное вторичное напряжение цепи зажигания.
3. Отключите топливную систему, сняв реле бензонасоса, расположенное в распределительном блоке моторного отсека (см. главу 12).
4. Отсоедините катушку (см. подраздел 7) от одной из свечей зажигания и подключите к разъему защитного чехла специальный тестер системы (который можно приобрести в большинстве автомобильных магазинов). Подсоедините тестер через его зажим к болту или металлическому кронштейну двигателя (см. иллюстрацию). Поверните коленвал и посмотрите на наконечник тестера. На наконечнике должна образовываться яркая искра голубого оттенка. Наличие слабой или имеющей неравномерный период искры означает то же самое, что и ее отсутствие.
6.4 Для проверки с использованием тестера необходимо отсоединить катушку и подключить прибор к разъему в чехле свечи, а также подсоединить тестер к точке заземления. Проверните коленвал, если в цепи вырабатывается достаточное напряжение, то между электродами свечи и корпусом тестера будет проскакивать искра (наличие слабой или имеющей неравномерный период искры означает то же самое, что и ее отсутствие)
5. Наличие искры свидетельствует о том, что к свечам зажигания подводится достаточное для воспламенения смеси напряжение. Повторите описанную процедуру на остальных цилиндрах, чтобы убедиться в работоспособности катушки(ек) и систем управления, а также в пригодности чехлов свечей зажигания. Если система зажигания исправна, значит, причина неполадки может носить механический характер или являться следствием неисправности элементов топливной системы. Следует отметить, что свечи могут не пропускать искру по причине загрязненности. Снимите и осмотрите их, как описано в главе 1, или произведите замену.
6. Если ни на одном из цилиндров не отмечается наличия искры, осмотрите предохранитель РСМ I, расположенный в распределительном блоке моторного отсека.
7. Если на одном или нескольких цилиндрах не отмечается наличия искры, отсоедините разъем катушки зажигания и проверьте подачу напряжения с аккумулятора на контактный вывод «А» при нахождении ключа зажигания в положении ON. При необходимости восстановите цепь, в которую не подается питание.
8. Если двигатель не запускается из-за отсутствия искры или из-за пропусков зажигания, проверьте работоспособность системы зажкпния в соответствии с типом двигателя следующим образом.
Предупреждение: в ходе описываемой ниже процедуры необходимо поворачивать коленвал двигателя. При включении стартера не допускайте попадания свободных элементов одежды, длинных волос и т.д. на приводной ремень и вентилятор охлаждения, поскольку в результате этого можно получить тяжелую травму.
9. Убедитесь в том, что на катушки через замок зажигания подводится напряжение с аккумуляторной батареи. Подключите электрод двенадцативольтной контрольной лампы к отрицательному контактному выводу аккумулятора. Отсоедините разъем одной из катушек зажигания и убедитесь в наличии напряжения на розовом контактном выводе разъема. Питание подводится при нахождении ключа зажигания в положении ON. Если отмечается отсутствие питания, исследуйте цепь на участке между распределительным блоком моторного отсека и разъемом катушки. Также осмотрите предохранители. Убедитесь в неразрывности контура заземления, который подключен к черному контактному выводу разъема катушки. Если будет определено, что на катушку подается напряжения, но при этом она не генерирует искру, то причину неисправности следует искать непосредственно в катушке, датчике положения коленвала, блоке управления РСМ или в проводке.
10. Убедитесь в том, что с РСМ на катушку поступает сигнал возбуждения. Подсоедините один электрод контрольной лампы к положительному полюсу аккумулятора, а другой электрод подсоедините к контактному выводу цепи управления (данный контактный вывод является центральным в разъеме). Поверните коленвал.Если цепь управления работоспособна, то вращение коленвала должно сопровождаться вспышками лампы. При необходимости выполните описанную проверку на каждой катушке. Если будет определено, что на катушку поступает сигнал возбуждения, и при этом исправны контуры питания и заземления, но искра не вырабатывается, замените катушку. Если на катушку не поступает сигнал возбуждения, проверьте работоспособность датчика положения коленвала (см. главу 6). Если будет определено, что датчик исправен, исследуйте участки цепей, соединяющие катушку с блоком управления РСМ. Если подтвердиться исправность цепей, обратитесь на фирменную станцию для диагностирования блока РСМ.