Общие сведения
Электрическая система двигателя состоит из подсистем зажигания, пуска и зарядки (см. иллюстрацию). В связи с тем. что функции этих систем тесно связаны с двигателем, они описываются отдельно от остальных электрических устройств автомобиля, таких как световые приборы, приборная панель и т.д., которые описаны в главе 12.
Меры предосторожности
При работе с электрической системой соблюдайте следующие правила:
- а) При работе с электрической системой двигателя необходимо предпринимать меры предосторожности, чтобы не повредить полупроводниковые приборы (диоды и транзисторы), а также, чтобы избежать получения травмы.
- b) Не допускайте длительного включения зажигания при неработающем двигателе.
- с) Запрещается отсоединять провода аккумулятора, если работает двигатель.
- d) Если двигатель запускается от внешнего аккумулятора, нужно соединять батареи "плюс к плюсу" и "минус к минусу" (см. подраздел "Запуск двигателя от дополнительного аккумулятора" в начале данного руководства).
- е) При работе с электрической системой предварительно отключайте отрицательную клемму аккумулятора. Отключение следует производить в соответствии с рекомендациями, приведенными ниже.
Перед выполнением процедур, описанных в данной главе, рекомендуется ознакомиться с относящимися к электросистемам двигателям пунктами подраздела "Безопасность - прежде всего!", приведенного в начале руководства.
Отсоединение аккумулятора
На автомобиле имеются различные системы, требующие постоянной подачи питания, как для обеспечения их непрерывной работы (например, часы, автомагнитола, электростеклоподъемники, центральный замок и т.д.), так и для сохранения различной информации в блоках памяти. При отключении аккумулятора соблюдайте следующие требования, исключающие случайное отключение устройств и потерю данных электронной памяти.
- а) Перед отключением аккумулятора на автомобиле с электрическими замками дверей извлеките ключ из замка зажигания, и храните его при себе, что исключит возможность оставить его в автомобиле, центральный замок которого заблокируется при последующем подключении питания.
- b) На автомобилях, оборудованных системой управления двигателем, после отключения аккумулятора теряются сохраненные в памяти микропроцессора параметры к таким данным относятся параметры холостого хода двигателя, оперативные параметры впрыска топлива и имеющиеся на момент отсоединения коды неисправностей (см. главу 6). Для восстановления нормального режима управления двигателем необходимо запрограммировать в блок управления перечисленные данные. После подключения аккумулятора произойдет автоматическая загрузка данных параметров в электронную память блока, однако до этого работа двигателя может характеризоваться снижением эксплуатационных характеристик и сопровождаться такими явлениями, как перепад частоты вращения коленвала и неустойчивая работа на холостых оборотах. Для перепрограммирования блока управления необходимо запустить двигатель и прогреть его на холостом ходе до нормальной рабочей температуры. После этого необходимо поднять обороты до 1200 мин-1 и выдержать силовой агрегат в данном режиме около 2 минут. После этого необходимо проехать на автомобиле около 7 км, изменяя нагрузку на мотор и его обороты во всем рабочем диапазоне. Таким образом, будет произведено перепрограммирование блока системы управления двигателем.
Чтобы избежать описанных выше проблем, следует пользоваться запоминающими устройствами. Методика применения такого устройства зависит от его типа. Как правило, запоминающее устройство подключается к гнезду прикуривателя и к резервному аккумулятору. После этого можно отсоединить аккумулятор. Данное устройство поддерживает напряжение в цепи, необходимое для сохранения кодов безопасности магнитолы и параметров в электронной памяти БЭУ. Запоминающее устройство обеспечивает непрерывную работу электронных часов. Сбоя в работе данных элементов не происходит даже при возникновении короткого замыкания в электросистеме двигателя во время проведения ремонта или обслуживания.
Предостережение 1: так как запоминающее устройство поддерживает напряжение в цепях после отключения аккумулятора, перед началом проведения работ убедитесь в том, что обслуживаемая цепь разомкнута.
Предостережение 2: если запланировано проведение работ вблизи элементов системы SRS, при отключении аккумулятора не подключайте запоминающих устройств, так как в этом случае может произойти внезапное развертывание пневмоподушки безопасности, что чревато получением травмы.
1.1. Элементы типовой электросистемы двигателя: 1. Катушки зажигания (расположены под резонатором впускного воздуховода); 2. Распределительный блок, расположенный в моторном отсеке; 3. Аккумулятор; 4. Генератор