Примечание: термостат является неотделимой частью кожуха.
Проверка работоспособности
1. Перед принятием решения о выходе из строя термостата проверьте уровень охлаждающей жидкости, натяжение приводного ремня (см. главу 1) и работоспособность датчика (или индикатора) температуры.
2. Если двигатель чрезмерно долго прогревается (что можно определить по холодному воздуху, выходящему из отопителя, или по показаниям индикатора температуры), то, возможно, термостат заклинил в открытом положении. Произведите замену.
3. Если двигатель прогрет, прикоснитесь рукой к нижнему шлангу радиатора. Если шланг не нагрелся, то термостат, вероятно, заклинил в закрытом положении, и не пропускает охлаждающую жидкость из рубашки охлаждения в радиатор - произведите замену.
Предостережение: запрещено эксплуатировать автомобиль без термостата. В блоке системы управления двигателем будет постоянно фиксироваться открытое состояние термостата, что снизит эффективность контроля токсичности отработанных газов и приведет к повышению расхода топлива.
4. Горячий нижний шланг радиатора свидетельствует о циркуляции охлаждающей жидкости в системе, что возможно только при открытом положении термостата. Для определения причины перегревания двигателя следует обратиться к подразделу "Определение причин неисправностей" в начале данного руководства.
Замена
Предупреждение: перед выполнением данной процедуры необходимо дождаться полного остывания двигателя.
5. Отсоедините отрицательный провод аккумулятора.
Частично слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения. Если позволяет состояние, допускается повторное использование по назначению слитой жидкости. Если предполагается замена жидкости, ознакомьтесь с требованиями безопасности при обращении с антифризом, приведенными в подразделе 2.
6. Снимите генератор (см. главу 5).
7. Определите местоположение кожуха термостата, который находится в верхнем шланге радиатора, слева блока цилиндров (см. иллюстрацию).
3.7. Кожух термостата расположен слева блока цилиндров (для наглядности показано со снятым генератором); следует отметить, что термостат не отделяется от кожуха
8. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг от радиатора от кожуха термостата. При необходимости захватите около патрубка шланг трубным ключом и поверните его, чтобы отсоединить. Возможно, при снятии придется разрезать старый шланг, чтобы в ходе последующей сборки произвести его замену.
9. Если наружная поверхность термостата, прилегающая к шлангу, подвержена воздействию коррозии, имеет раковины и другие дефекты, то при снятии шланга может произойти ее дальнейшее повреждение. В таком случае необходимо произвести замену кожуха термостата.
10. Выкрутите болты и отсоедините кожух термостата. При необходимости воспользуйтесь молотком с мягким бойком для снятия кожуха. После разгерметизации кожуха может произойти пролив охлаждающей жидкости.
11. Очистите поверхности сопряжения блока цилиндров и кожуха термостата. Установите в паз кожуха новое уплотнительное кольцо (см. иллюстрацию).
3.11. После очистки кожуха или при замене термостата необходимо устанавливать новое уплотнительное кольцо
12. Подсоедините кожух термостата к впускному коллектору и затяните болты крепления с требуемым моментом.
13. Остаток сборки производится в обратной последовательности снятия. При этом не следует упускать удобную возможность для осмотра и необходимой замены шлангов системы охлаждения (см. главу 1).
14. Заправьте систему охлаждения, как описано в главе 1. Запустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечки охлаждающей жидкости.
15. Повторите операции, описанные в п.п. 1-4, чтобы убедиться в том, что в ходе замены были устранены причины, приведшие к ней.