Предупреждение: при осмотре и обслуживании аккумулятора следует соблюдать определенные меры предосторожности. В батарее содержится водород, поэтому не подвергайте ее воздействию открытого огня и искр горящей сигареты или системы зажигания. Электролит в аккумуляторе обладает растворяющими свойствами серной кислоты, и при попадании на кожу или в глаза наносит тяжелую травму; Электролит так же агрессивен по отношению к ткани одежды и лакокрасочным покрытиям. При отключении аккумулятора в первую очередь отсоединяйте отрицательный кабель, а при подключении подсоединяйте его последним.
1. Проведение своевременного профилактического обслуживания аккумулятора позволяет обеспечить быстрый и уверенный запуск двигателя в любую погоду. Перед выполнением работ с аккумуляторной батареей удостоверьтесь в наличии необходимых приспособлений и материалов (см. иллюстрацию).
11.1. Инструменты и материалы, необходимые для обслуживания аккумулятора: 1. Маска для защиты глаз и лица - При очистке клемм аккумулятора от следов коррозии с помощью металлической щетки кристаллы кислоты могут попасть в глаза 2. Резиновые перчатки Еще одно средство безопасности при обслуживании аккумулятора. Не забывайте, что батарея заполнена кислотой 3. Приспособление для очистки клемм и проводов аккумулятора - С помощью приспособления можно удалить коррозийные отложения с клемм и проводов аккумулятора 4. Защитные шайбы - Размещение шайб на клеммах аккумулятора под зажимами проводов снижает интенсивность образования коррозийных отложений 5. Пищевая сода - Водный раствор соды используется для нейтрализации кристаллов кислоты 6. Технический вазелин - Нанесение слоя вазелина на клеммы аккумулятора предотвращает их покрывание коррозийными отложениями
Примечание: на некоторых из описываемых моделей предусмотрено наличие дополнительной аккумуляторной батареи. В этом случае приведенные ниже требования безопасности и описанные процедуры обслуживания применимы к обоим аккумуляторам.
2. Существует несколько требований безопасности, которые следует выполнять при работе с аккумулятором. Перед обслуживанием аккумулятора заглушите двигатель и выключите все источники потребления электроэнергии на автомобиле, затем отсоедините провод от отрицательного контактного вывода.
3. В аккумуляторе вырабатывается водородосодержащий газ, который является, как огнеопасным, так и взрывоопасным. Не допускаете воздействия искр системы зажигания на аккумулятор, а так же не курите и не допускайте наличия открытого огня вблизи аккумуляторной батареи. Производите зарядку аккумулятора в интенсивно проветриваемом помещении.
4. В электролите содержится ядовитая и вызывающая коррозию серная кислота. Не допускайте попадания электролита на кожный покров, в глаза или на одежду, а так же его проникновения внутрь организма. Пред работой с аккумулятором надевайте средства защиты глаз и лица. Не допускайте доступа детей к аккумулятору.
5. Осмотрите аккумулятор. При наличии защитного резинового кожуха на положительном контактном выводе убедитесь в его целостности. Кожух должен полностью закрывать клемму. Осмотрите клеммы на наличие признаков коррозии или ослабления крепления, а так же убедитесь в отсутствии трещин на корпусе. Проверьте надежность зажима аккумулятора. Осмотрите кабели по всей длине на наличие перетирания и растрескивания их изоляции (см. иллюстрацию).
11.5. Типовые дефекты проводов аккумулятора
6. При наличии признаков коррозии в виде белых рыхлых отложений вокруг клемм следует снять аккумулятор для очистки. Ослабьте затяжку болтов клемм кабелей с помощью гаечного ключа и, отсоединив в первую очередь отрицательную клемму, уберите кабели от контактов аккумулятора. Затем выкрутите крепеж фиксирующего зажима, снимите зажим и извлеките аккумулятор из моторного отсека.
7. Очистите клеммы аккумулятора с помощью специальной щетки или приспособления и теплого водного раствора пищевой соды. Вымойте тем же раствором контакты и верхнюю панель аккумулятора, не допуская проникновения раствора внутрь батареи. Очистку клемм, контактов и верхней панели аккумулятора следует проводить в защитной маске и резиновых перчатках, чтобы защитить глаза, лицо и руки от попадания электролита и коррозионных отложений. Для выполнения данных процедур наденьте старую рабочую одежду, так как электролит при попадании на ткань прожигает дыры. Если контактные выводы подвержены воздействию коррозии в высокой степени, примените для их очистки специальное приспособление (см. иллюстрации). Полностью вымойте все очищенные области и детали обычной водой.
11.7a. Показанное приспособление (имеющееся в продаже в автомагазинах) применяется для очистки контактов на аккумуляторах с боковыми контактными выводами
11.7b. Для финишной обработки применяется щетка, расположенная с одной из сторон приспособления
11.7c. При использовании приспособления любого типа необходимо тщательно очистить контакты аккумулятора до появления блеска на их поверхности
8. Убедитесь в том, что поддон аккумулятора находится в удовлетворительном состоянии, а болты зажима фиксации батареи затянуты. Если аккумулятор предполагается извлекать из поддона, при последующей установке убедитесь в том, что на дне поддона нет никаких инструментов или деталей. Не прилагайте чрезмерное усилие при затяжке болтов фиксатора аккумулятора.
9. Металлические кронштейны крепления аккумулятора к кузову, подвергшиеся воздействию коррозии, следует обработать шлифовальной шкуркой, покрыть грунтовкой на основе цинка или меди, и покрасить.
10. Подробное описание процедуры снятия-установки аккумулятора приведено в главе 5. Порядок запуска двигателя от дополнительной батареи приведен в начале данного руководства.
Зарядка
Предупреждение: при зарядке аккумулятора выделяется газ, содержащий огнеопасный и взрывоопасный водород. Не курите вблизи аккумулятора, который находится на зарядке или недавно заряжался, и не допускайте наличия открытого огня вблизи батареи. Нахождение рядом с заряжаемым аккумулятором допустимо только лишь в защитной маске или очках. Перед подключением или отключением аккумулятора от зарядного устройства убедитесь, что оно отключено от сети.
Примечание: производители рекомендуют всегда снимать аккумулятор с автомобиля для зарядки, поскольку выделяющийся при этом газ может повредить лакокрасочное покрытие. Экстренная зарядка без отсоединения проводов аккумулятора может обернуться повреждением электрической системы.
11. Зарядка медленным током - лучший способ восстановить аккумулятор, который разряжен так, что утратил способность к запуску двигателя. По этому методу также рекомендуется заряжать аккумулятор автомобиля, на котором совершаются короткие поездки. Поддержание на должном уровне зарядки аккумулятора особенно актуально зимой, когда для запуска двигателя требуется больше энергии и более интенсивно используется электрооборудование автомобиля.
12. Наиболее подходящими являются зарядные устройства с силой тока в два ампера (иногда их называют «струйными»), Такие устройства безопасны, и производят равномерную зарядку батареи с невысокой силой тока. Также эти зарядные устройства сравнительно дешевые. Для быстрой зарядки можно использовать устройства с более высокой интенсивностью тока, но не заряжаете аккумулятор устройствами с интенсивностью тока более 10 Ач. Форсированная зарядка, восстанавливающая напряжение аккумулятора за 1-2 часа, оказывает на батарею сильное воздействие, и может вывести из строя старый или изношенный аккумулятор. К зарядке в таком режиме следует прибегать только в чрезвычайных ситуациях.
13. Средние промежутки времени, необходимые для полной зарядки аккумулятора, как правило, указаны в инструкциях к зарядному устройству. Обычно «струйные» устройства заряжают аккумулятор за 12-16 часов.
14. Снимите пробки всех банок (если их наличие предусмотрено конструкцией) и накройте отверстия чистой тканевой салфеткой, чтобы не допустить разбрызгивания электролита. Отсоедините отрицательный провод аккумулятора и подсоедините к контактным выводам батареи электроды зарядного устройства (положительный электрод к положительному выводу, а отрицательный - к отрицательному), затем включите устройство. Убедитесь в том, что переключатель зарядного устройства находится в положении "12 Вольт".
15. При использовании устройства с интенсивностью зарядки более 2 Ач необходимо постоянно контролировать аккумулятор на перегрев. При использовании струйного устройства допускается контроль аккумулятора на перегрев в течение первых двух часов процесса, после чего можно оставить батарею заряжаться на ночь.
16. Если аккумулятор имеет съемные пробки банок, в последние часы процесса зарядки следует контролировать плотность электролита ареометром. Ареометр - недорогое и доступное устройство, которое можно приобрести в большинстве автомагазинов (при использовании придерживайтесь сопроводительной инструкции). Зарядка считается завершенной, если плотность не изменяется в течение двух часов, а электролит в банках кипит. Плотность электролита после зарядки аккумулятора должна быть почти одинаковой во всех банках. Если данное условие не соблюдается, то, возможно, повреждены банки аккумулятора.
17. Некоторые аккумуляторы не имеют пробок банок, но их конструкцией предусмотрено наличие встроенного индикатора заряда. Как правило, индикатор полностью заряженного аккумулятора имеет яркую окраску. Если индикатор имеет темный цвет, значит, аккумулятор все еще нуждается в зарядке.
18. Если конструкцией аккумулятора не предусмотрено наличия пробок банок и встроенного индикатора заряда, то для оценки степени зарядки необходимо подключение к контактным выводам вольтметра. Напряжение полностью заряженной батареи составляет более 12.5В.
19. Дополнительные сведения об аккумуляторе и методике запуска двигателя от дополнительной батареи приведены в главе 5, а также в начале данного руководства.