А
- Автоматический выключатель: устройство для защиты электрической цепи при перегрузке путем размыкания, которое осуществляется, если сила тока превышает определенное предельное значение. Некоторые автоматические выключатели после срабатывания включаются вручную, но большинство их них включается автоматически.
- Ампер: величина силы электрического тока, возникающего при подаче напряжения в один вольт в цепь, имеющую сопротивление один Ом.
- Амперметр: прибор, предназначенный для измерения в амперах силы тока в цепи. Амперметры включаются последовательно в проверяемую цепь.
- Аналоговый компьютер: микропроцессор, в который в качестве исходных поступают аналоговые электрические импульсы.
- Ареометр: прибор для измерения концентрации раствора.
- Атмосферное давление: давление на поверхности земли, создаваемое атмосферой. На уровне моря атмосферное давление составляет 101 кПа при 0°С.
Б
- Бакелит: жаростойкий изоляционный материал на основе пластмассы, обычно используемый в печатных платах и транзисторных компонентах.
- Балластный резистор: резистор в первичной цепи зажигания, который служит для снижения напряжения после запуска двигателя, таким образом, предотвращая повышенный износ компонентов системы зажигания.
- Барабанный тормоз: тормозной узел, состоящий из двух тормозных башмаков и одного или двух рабочих тормозных цилиндров, установленных на неподвижной опорной плите. Узел смонтирован внутри тормозного барабана, вращающегося со ступицей колеса.
- Беговая дорожка подшипника: поверхность качения шариков, роликов или игл на внутренней или наружной обойме подшипника.
- Биметаллический температурный датчик: датчик или выключатель, представляющий собой две пластины из разнородных металлов, которые установлены вплотную друг к другу При нагревании или охлаждении пластины выгибаются в одну из сторон, так как их материалы имеют различную степень температурного расширения. Такие типы датчиков обычно применяются в качестве размыкателей цепи.
- Блок управления: электронное устройство, которое управляет цепью подачи низкого напряжения к электродам катушек зажигания. При размыкании первичной цепи низкого напряжения происходит подача воспламеняющего импульса на электроды катушек.
- Блок цилиндров: основная корпусная деталь двигателя, в которой имеются расточенные отверстия цилиндров. В блок устанавливается коленчатый вал и другие основные детали двигателя.
- Электронная система зажигания: система,в которой распределение зажигания между цилиндрами контролируется электронным блоком управления, обычно называемым блоком системы управления двигателем. Конструкция таких систем не предусматривает наличия прерывателя-распределителя.
- Блок системы управления двигателем (РСМ): блок системы зажигания (усилитель или воспламенитель). См. Блок управления.
В
- Вакуумный регулятор: устройство, которое сдвигает фазы распределение зажигания в соответствии с увеличением разрежения в двигателе.
- Вакууметр: измерительный прибор, предназначенный для измерения степени разрежения в камере.
- Верхняя метровая точка (ВМТ): точка перемещения, в которой поршень достигает верхнего положения на такте сжатия.
- Воздушная заслонка: устройство, обычно подвижный клапан, расположенное во впускной магистрали для изменения интенсивности притока воздуха.
- Вольтметр: прибор, предназначенный для измерения напряжения в вольтах. Вольтметры всегда включаются в проверяемую цепь последовательно.
- Впускной коллектор: литая деталь, представляющая собой систему каналов или трубок, предназначенных для впуска воздуха или топливовоздушной смеси в цилиндры.
- Вторичная цепь: контур системы зажигания с высоким напряжением, обычно свыше 20 000 В. Во вторичную цепь входят катушка зажигания и ее провода, крышка и ротор распределителя, а также свечи зажигания и их проводка.
- Вкладыш: составная часть подшипника (обычно, снимаемая); антифрикционные вкладыши используется в качестве подшипника скольжения.
- Входной вал: вал, на который поступает крутящий момент. Как правило, вал приводит шестерню или зубчатые колеса.
- Выпускной коллектор: литые трубки или каналы, по которым отводится из двигателя выхлопной газ.
- Выходной вал: вал, передающий крутящий момент от агрегата, например, от коробки передач.
- Вязкость: соотношение, определяющее текучесть жидкости.
Г
- Генератор: устройство, которое преобразует механическую энергию в электрическую.
- Гидротрансформатор: турбина, предназначенная для передачи от ведущей к ведомой детали кинетической энергии за счет гидравлического эффекта, что обеспечивает изменение передаточного числа и крутящего момента. В автомобилях гидротрансформатор передает момент с приводного диска на вал автоматической коробки передач.
- Главный цилиндр: устройство для первичного сжатия жидкости в гидравлической системе. В автомобиле главные цилиндры имеются в тормозной системе и в гидравлической системе сцепления. Главный цилиндр сцепления приводится непоср°пственно педалью, а тормозной - штоком вакуумного усилителя.
- Головка блока цилиндров: снимаемая часть двигателя, которая, как правило, крепится к блоку цилиндров сверху. В головке блока цилиндров находятся все или большая часть камер сгорания. В головке блока цилиндров двигателя с верхнеклапанным распределительным механизмом расположены клапана и детали клапанного механизма. Распределительный вал(ы) верхнего расположения также устанавливается(ются) в головку блока.
Д
- Датчик: устройство, предназначенное для определения рабочих параметров двигателя, а также для измерения давления и температуры окружающей среды. Как правило, датчики представляют собой электронное устройство, передающее импульсы в блок управления. Некоторые датчики выполняют функцию обычных выключателей, а также потенциометров, подавая импульсы различного напряжения в зависимости от изменения измеряемых параметров или условий.
- Двигатель внутреннего сгорания: агрегат, в котором происходит преобразование тепловой энергии в механическую.
- Детонация: нежелательный взрыв топливовоздушной смеси в камере сгорания по причине перегрева или чрезмерного сжатия, а также раннего зажигания или чрезмерного обеднения смеси.
- Диафрагма: тонкая гибкая стенка между двумя полостями, например, в вакуумном регуляторе.
- Диод: электрическое устройство, проводящее ток только в одном направлении.
- Дисковый тормоз: гидравлический тормозной узел, состоящий из тормозного диска, установленного на оси, и суппорта, в котором расположено, как правило, две тормозные колодки. Колодки приводятся гидравлическим давлением, в результате чего они прижимаются к диску с двух сторон. При этом снижается скорость вращения диска за счет действия силы трения.
- Дифференциал: агрегат, представляющий собой систему зубчатых колес. Назначение дифференциала - обеспечить при необходимости вращение ведущих колес с различной частотой.
3
- Зазор: промежуток между деталями, например, валом и отверстием.
- Запорный клапан: клапан, предназначенный для пропускания воздуха или топлива, а также для распространения вакуума только в одном направлении.
- Зубчатый венец: кольцеобразная шестерня, прикрепленная к кожуху дифференциала, надетая на маховик или входящая составным элементом в планетарную систему зубчатых колес.
И
- Измерительный блок: механическое, электрическое, гидравлическое или электромагнитное устройство, которое служит для передачи входных сигналов датчика.
- Игольчатый подшипник: подшипник, в котором имеется несколько (обычно много) длинных и тонких роликов вращения.
- Индукция: способ распространения электрической энергии в виде магнитного поля. Как правило, по этому принципу работает катушка зажигания, вырабатывая напряжение, необходимое для испускания искры свечой.
К
- Кальльное зажигание: продолжение работы двигателя после выключения зажигания.
- Кальльное число: условная величина, пропорциональная среднему индикаторному давлению, при котором во время испытания свечи на моторной тарировочной установке в цилиндре начинает происходить калильное зажигание, т.е. зажигание (до искры) рабочей смеси от постороннего источника - перегретых частей свечи или поршня. Чем больше калильное число, тем выше теплоотдача свечи.
- Карбюратор: установленное, как правило, на впускном коллекторе устройство, в котором происходит смешивание воздуха с топливом в необходимой для полного сгорания пропорции.
- Картер: нижняя часть двигателя, в которой установлен коленчатый вал и шатуннопоршневая группа.
- Каталитической нейтрализатор: устройство в выхлопной системе, которое преобразует ядовитые продукты сгорания в углекислый газ и водяной пар за счет каталитической термической реакции.
- Катушка (зажигания): электрический трансформатор, который подает напряжение для свечей зажигания.
- Кислородный датчик: устройство, которое регистрирует количество кислорода в выхлопных газах и передает импульсы на блок управления. После обработки в блоке управления импульсов, полученных от датчика, устанавливается соответствующее соотношение топливовоздушной смеси.
- Клапан: устройство для регулировки давления, интенсивности потока, а также расхода жидкости или газа.
- Клапанный зазор: измеренный зазор в клапанном механизме между штоком клапана и коромыслом или кулачком распредвала и толкателем.
- Клапанный механизм верхнего расположения: в данном механизме распределительный вал расположен в блоке цилиндров, а клапаны - в головке блока. Распределительный вал приводит в действие клапаны с помощью кулачков и толкателей.
- Коленчатый вал: основной приводной вал двигателя, который преобразует возвратно-поступательное движение поршней во вращательное движение маховика.
- Коллектор: литая деталь, представляющая собой систему каналов или трубок, предназначенных для соединения цилиндров двигателя с впускным или выпускным трактом.
- Комбинированный клапан: устройство, применяемое в некоторых топливных системах, которое предназначено для отведения паров топлива в адсорбер. При понижении уровня топлива клапан также служит для стравливания давления из топливного бака и проникновения туда свежего воздуха, в результате чего предупреждается образование паровых пробок.
- Комбинированный коллектор: узел, одновременно являющийся впускным и выпускным коллектором.
- Конденсатор:1. Электрическое устройство, предназначенное для накапливания электрического заряда во избежание скачков напряжения. 2. Устройство в системе кондиционирования воздуха, конструктивно сходное с радиатором, в котором хладагент переходит из парообразного в жидкое состояние, выделяя тепло.
- Конденсатор: устройство для аккумуляции электрического заряда.
- Коэффициент избытка воздуха: отношение действительной массы воздуха, подаваемого для сгорания 1 кг топлива, к теоретически необходимой.
- Крутящий момент: сила вращения, прикладываемая к объекту.
М
- Маховик: деталь в форме диска, соединенная болтами с задним концом коленчатого вала. На маховике установлен зубчатый венец. При запуске двигателя шестерня стартера вводится электроклапаном в зацепление с венцом, сообщая маховику пусковой момент.
- Мертвая точка: крайняя верхняя или нижняя точка хода поршня.
Н
- Нагнетание воздуха: один из способов снижения количества вредных выбросов в атмосферу, который заключается в нагнетании воздуха в выпускной тракт двигателя. Свежий воздух, попадая в горячий выпускной коллектор, способствует дожиганию несгоревшего топлива, в результате чего предотвращается его выброс из выхлопной трубы.
- Наладка: регулярная процедура техобслуживания, обычно сопровождаемая заменой и настройкой элементов электрической и топливной систем двигателя с целью получения его оптимальных рабочих характеристик.
- Ньютон метр: момент вращения, создаваемый при приложении 1 кгс к плечу рычага длиной 1 м.
О
- Обратная вспышка: аномальное сгорание газов во впускной или выпускной системе, в результате чего происходит громкий взрыв.
- Окисли азота(NO): химические соединения азота, которые являются побочным продуктом сгорания При смешивании азотосодержащих примесей с углеродами образуется копоть.
- Ом: (Ом) единица измерения электрического сопротивления проводника. 1'Ом составляет сопротивление, возникающее при силе тока 1А и напряжении 1 В.
- Омметр: прибор, предназначенный для измерения сопротивления в электрической цепи в Омах.
- Осевой зазор: зазор в направлении, параллельном продольной оси вала или подшипника.
- Осевое перемещение: измеренный осевой зазор вала.
П
- Первичная цепь: электрический контур системы зажигания, в котором создается низкое напряжение. В данную цепь включены такие устройства как замок зажигания, балластный резистор или обмотка высокого сопротивления, шунт, катушка(и) зажигания, блок управления и индуктивный датчик, а также соответствующая проводка и разъемы.
- Передаточное число: отношение количества зубьев на шестерне и зубчатом колесе зацепления.
- Переливание: скапливание чрезмерного количества топлива во впускном коллекторе и камере сгорания, что препятствует воспламенению топливовоздушной смеси. В результате переливания не происходит запуск двигателя.
- Плавкий предохранитель: устройство для защиты электрической цепи при перегрузке путем размыкания, которое осуществляется, если сила тока превышает определенное предельное значение. Принцип действия предохранителя заключается в перегорании проводка, рассчитанного передачу определенной силы тока, при возникновении перегрузки в цепи. При перегорании проводка предохранителя цепь размыкается.
- Повышающая передача: передача крутящего момента, при которой увеличивается частота вращения коленчатого вала, и снижается момент.
- Подшипник: опорная деталь в подвижной посадке вал-отверстие, предназначенная для снижения силы трения.
- Поршневое кольцо: кольцо с разрезом, устанавливаемое в канавке поршня для создания уплотнения между поршнем и зеркалом цилиндра. На большинстве поршней имеется три кольца: два компрессионных и одно маслосъемное
- Порядок зажигания: очередность воспламенения в цилиндрах двигателя, а также, порядок, в котором прерыватель замыкает контакты распределителя.
- Предварительная нагрузка: заданная нагрузка, прикладываемая к подшипнику при сборке или регулировке.
- Преобразователь: устройство, предназначенное для преобразования величины нагрузки в электрический импульс.
- Прессовая посадка: посадка с натягом, при которой диаметр вала больше диаметра отверстия.
- Проводник: материал, по которому может протекать электрический ток.
- Промежуточный вал: вал, приводимый основным валом и, в свою очередь, передающий вращение другим деталям.
- Прорыв газов: прорыв через поршневые кольца в картер двигателя продуктов сгорания, состоящих из водяного пара и несгоревшего топлива. Картерные газы отводятся по системе вентиляции, что предотвращает накопление в картере агрессивных кислот.
- Противодавление: сопротивление выхлопной системы, замедляющее выход выхлопных газов из камер сгорания.
Р
- Рабочий тормозной цилиндр: гидравлическое устройство, расположенное в барабанном тормозе. Рабочий цилиндр служит для привода тормозных колодок барабанного тормоза.
- Рабочий цилиндр сцепления: устройство, которое служит для отключения сцепления за счет приложения гидравлического усилия.
- Разрежение в коллекторе: вакуум во впускном коллекторе двигателя, образующийся сразу за дроссельным блоком. Наивысшая степень разрежения в коллекторе создается в режиме холостого хода. При увеличении частоты вращения коленчатого вала степень разрежения снижается.
- Распределитель: устройство с механическим приводом, установленное на двигателе, которое служит для распределения подачи искры в цилиндры в зависимости от положения поршней.
- Распределительный вал: кулачковый вал двигателя, который приводит клапанный механизм. Распределительный вал приводится коленчатым валом через зубчатый ремень, цепь или зубчатую передачу с передаточным соотношением 1/2.
- Распределительный вал с верхним расположением (ОНС): распредвал, установленный сверху в головке блока цилиндров. Привод клапанов осуществляется либо напрямую от кулачков вала, либо через коромысла.
- Распыление: преобразование жидкости во взвешенный густой туман.
- Регулировочная прокладка: прокладка определенной ширины, устанавливаемая между деталями для обеспечения надлежащих рабочих характеристик.
- Регулятор: устройство, которое служит для поддержания на определенном уровне силы тока и/или напряжения в цепи.
- Резистор: электрическое устройство, обычно имеющее обмотку, которое служит для изменения сопротивления в цепи.
- Реле: выключатель, который автоматически размыкает и/или замыкает цепь.
- Роликовый подшипник: подшипник с упрочненной внутренней и наружной обоймой, между которыми расположены ролики вращения, выполненные из закаленной стали.
- Ротор: 1. Деталь дискового тормоза, имеющая форму диска, которая является опорой для тормозных колодок; также называется тормозным диском. 2. Деталь, установленная на вале распределителя, поочередно замыкающая контакты его крышки.
С
- Свеча зажигания: устройство, которое вкручивается в камеру сгорания двигателя с искровым зажиганием. Конструкция свечи представляет собой проводник, окруженный керамическим изолятором, который находится внутри проводящего корпуса. Электрический заряд от провода свечи проходит по проводящему сердечнику и образует дугу в воздушном пространстве до отрицательного электрода, которым служит наконечник проводящего корпуса. В результате этого искра поджигает топливовоздушную смесь в камере сгорания.
- Соотношение топливовоздушной смеси: соотношение массы воздуха и бензина в смеси, поступающей в камеры сгорания.
- Сопротивление: противодействие прохождению тока по цепи или электрическому устройству, измеряемое в Омах. Сопротивление равно отношению напряжения к силе тока в цепи.
- Степень сжатия: отношение общего объема цилиндра к объему камеры сжатия.
- Ступица: центральная часть колеса или шестерни.
- Суппорт: гидравлическое устройство в дисковой тормозной системе, которое охватывает тормозной диск (ротор) с двух сторон. Суппорт имеет, по крайней мере, один поршень и две тормозные колодки. Колодки прижимаются к диску за счет гидравлического усилия поршня.
Т
- Тахометр: устройство для измерения, как правило, в оборотах в минуту частоты вращения вала двигателя, шестерни и т.д.
- Термостат: устройство в системе охлаждения двигателя с клапаном, который закрыт в холодном состоянии, и постепенно открывается по мере прогревания двигателя, контролируя температуру и циркуляцию охлаждающей жидкости.
- Тормозная колодка: деталь тормозной системы, которая состоит из фрикционной накладки, приклепанной или приклеенной к металлической пластине. Колодки прижимаются к рабочей поверхности тормозного диска или барабана, в результате чего происходит замедление скорости автомобиля.
- Тормозная накладка: накладка тормозной колодки, выполненная из фрикционного материала. Термин обычно применяется при описании измерения допустимой толщины накладок.
- Транзистор: полупроводниковый элемент, который приводится в действие низким напряжением цепи и выполняет функцию коммутации.
- Турбонагнетатель: турбинный компрессор, приводимый давлением выхлопных газов на лопасти ротора. Турбокомпрессор всасывает воздух и нагнетает его в камеры сгорания под давлением выше атмосферного. Увеличение количества воздуха позволяет подавать в камеры большее количество топлива, в результате чего увеличивается мощность двигателя
У
- Угарный газ (СО): газ, который не имеет цвета и запаха, выделяющийся в качестве побочного продукта сгорания. Угарный газ чрезвычайно ядовит и опасен в замкнутом пространстве. Медленно накапливаясь до токсической концентрации в крови, он может прослужить причиной смертельного отравления.
- Углеводород(СН): химическое вещество, кристаллическая решетка которого содержит атомы водорода и углерода. Основное загрязняющее вещество, выделяемое из камер в качестве побочного продукта сгорания.
- Угол зажигания: угол поворота вала, при котором происходит один цикл зажигания.
- Установочный штифт: штифт, фиксирующий исходное взаиморасположение сопряженных деталей.
Ф
- Форсунка: устройство топливной системы, которое служит для впрыска топлива в камеру сгорания под определенным высоким давлением и с установленной периодичностью. Транспортировка топлива в форсунку происходит под низким давлением.
Ц
- Цапфа: поверхность подшипника, которая сопряжена с поверхностью вала.
- Центробежная регулировка угла зажигания: механический способ регулировки угла зажигания, заключающийся в раздвижении центробежных грузиков распределителя в зависимости от скорости вращения вала.
- Цепь: непрерывный контур, по которому протекает электрический ток. В некоторых случаях термин используется для описания направления топлива.
- Цилиндр: цилиндрическая расточка в блоке, в которой установлен поршень.
Ш
- Шарикоподшипник: подшипник с упрочненной внутренней и наружной обоймой, между которыми расположены шарики вращения, выполненные из закаленной стали.
- Шестерня: меньшее из двух зубчатых колес, входящих в зацепление
- Шлицы: выполненные в ходе обработки резанием или отливки пазы на поверхностях сопряжения вала и отверстия. Данная посадка не позволяет деталям перемещаться друг относительно друга в плоскости поперечного разреза, в то же время, обеспечивая возможность взаимного перемещения деталей в направлении оси вала.
- Шпонка: небольшая крепежная деталь, которая устанавливается в пазы вала и ступицы для предотвращения сдвига деталей в плоскости поперечного разреза.
Щ
- Щуп: как правило, металлическая пластинка строго определенной толщины, используемая для измерения зазора между деталями.
Э
- Электроклапан: устройство с индуктивной обмоткой, в котором происходит преобразование магнитной индукции в механическую работу.
- Электропроводимость: способность материалов проводить электрический ток. Определяется с помощью омметра.
Я
- Якорь: покрытый эпоксидной смолой сердечник из мягкого металла, имеющий обмотку. Служит для преобразования электрической энергии в механическую, например, в электродвигателе или реле, а также электрической энергии в механическую, например, при вращении в магнитном поле генератора.