Методы обслуживания
Существует несколько основных принципов обслуживания и ремонта автомобиля, которые постоянно упоминаются в данном руководстве. Следование им позволяет автолюбителю рационально и качественно выполнять различные ремонтные процедуры, а также эффективно осуществлять обслуживание.
Резьбовые соединения
Под резьбовыми соединителями подразумевают гайки, болты, шпильки и винты, скрепляющие две или более деталей. При обращении с такими элементами следует учитывать некоторые особенности данной группы деталей. Почти всегда в соединениях предусмотрено наличие стопорного устройства определенного типа: пружинная шайба, контргайка или штифт. Иногда для фиксации соединения на резьбу наносится скрепляющий состав. Все крепежные детали соединения должны быть предварительно очищены и осмотрены на соответствие норме их геометрической формы. Резьба не должна иметь признаков повреждения или износа, а грани шестигранников под гаечный ключ не должны быть скруглены. Приучитесь при сборке заменять поврежденные резьбовые детали новыми элементами. Контргайки с пластмассовыми втулками могут использоваться по назначению только лишь один раз. При откручивании происходит потеря способности контргаек выполнять свои функции, и возникает необходимость их замены.
Резьбовые соединения подвержены коррозии в чрезвычайной степени. Если резьбовое крепление не разъединяется, нанесите на него проникающее масло, керосин или иное средство, и дождитесь впитывания жидкости. Можно попытаться применить пневматический или электрический гайковерт. Если вышеописанные методы окажутся неэффективными, можно попытаться осторожно прогреть соединение. Если и это не привело к достижению требуемого результата, то придется прибегнуть к использованию ножовки или зубила.
Плоские и пружинные шайбы соединений всегда следует заменять в процессе сборки. Не прокладывайте пружинные шайбы между деталями из мягких металлов (например, из алюминиевых сплавов), тонкой листовой стали или пластмассы.
Размеры резьбовых соединений
По ряду причин производители автомобилей широко применяют крепежи с метрической резьбой. Важно отличать крепежи стандарта SAE (действующего в США) и метрические соединители, поскольку этим группам деталей не свойственна взаимозаменяемость.
Обозначение болтов всех стандартов определяет диаметр, а также шаг и длину резьбы. Например, обозначение по стандарту SAE 1/2-13x1 обозначает диаметр резьбы болта 1/2 дюйма, шаг - 13 витков на 1 дюйме длины, которая составляет 1 дюйм. Обозначение метрического болта М12 -1.75 х 25 обозначает: диаметр резьбы - 12 мм, шаг резьбы - 1.75 мм (расстояние между витками резьбы), а длина резьбовой части болта - 25 мм. Описанные выше болты визуально почти неотличимы. Их легко спутать, но они не являются взаимозаменяемыми.
Болты стандарта SAE и метрические болты отличаются не только по диаметру, шагу и длине резьбы, но также и по высоте головки, которая приводится в дюймах для болтов стандарта SAE, и в миллиметрах для метрических болтов.
Вышеперечисленные отличия в той же мере относятся к гайкам.
Таким образом, гаечные ключи различных стандартов должны использоваться на соответствующих гайках и болтах. Кроме всего прочего, на большинстве болтов стандарта SAE имеются пазы на поверхности головки, количество которых определяет класс и допустимое усилие затяжки. Допустимое усилие затяжки таких болтов прямопропорционально количеству пазов на головке. На автомобилях обычно применяются болты с нулевого класса по пятый. Класс метрических болтов указывается в их обозначении и не зависит от наличия и количества пазов на поверхности головки. Допустимая нагрузка на метрические болты прямопропорциональна их классу. На автомобилях, как правило, применяются метрические болты классов 8.8, 9.8 и 10.9.
Иногда на гайки обоих стандартов наносится соответствующая маркировка, определяющая допустимую нагрузку на резьбовое соединение. Как правило, на гайках стандарта SAE имеются нанесенные на одну из сторон точки, в то время как метрические гайки маркируются цифрами. Допустимая нагрузка на гайку прямопропорциональна количеству нанесенных точек или величине указанного числа.
Метрические шпильки также имеют маркировку в зависимости от их класса Класс шпилек больших диаметров указывается в их обозначении (также как и метрических болтов), в то время как на шпильках малых диаметров нанесена маркировка в виде геометрических фигур, определяющая класс.
Следует отметить, что большинство резьбовых соединителей не имеют маркировки классности, особенно если речь идет о классе от 0 до 2. При отсутствии маркировки на крепежной детали единственным способом определения ее стандарта является измерение шага резьбы или сопоставление данной детали с аналогичной деталью известного стандарта.
Говоря о резьбовых деталях стандарта SAE, часто упоминают непосредственно название стандарта «БАЕ». Однако следует учитывать, что название «БАЕ» относится только к соединителям высокого класса точности. Резьбовые детали низких классов обычно упоминаются как детали стандарта USS.
Учитывая, что крепежные детали аналогичных размеров могут иметь различные классы по допустимой нагрузке (как стандарта SAE, так и метрические), при сборке следует устанавливать их на соответствующие исходные местоположения. Кроме того, при замене крепежа необходимо убедиться, что класс устанавливаемого крепежа не ниже класса заменяемой детали.
Последовательность и способ затягивания резьбовых соединений
Большинство резьбовых соединений следует затягивать с установленным усилием затяжки (усилие затяжки - вращающий момент, который необходимо приложить к гайке или болту для выкручивания). Превышение установленного усилия затяжки приводит к разрушению крепежных деталей, в то время как недостаточное усилие, в конечном счете, приводит к ослаблению и самопроизвольному разъединению крепежа. В зависимости от диаметра резьбы и материала изготовления, болты, винты и шпильки имеют определенные усилия затягивания, которые в большинстве случаев указаны в начале соответствующих глав. При затягивании соединений придерживайтесь определенных правил.
Соединители, момент затяжки которых не указан, затягиваются в соответствии с приведенными в таблице рекомендациями.
Данные приведены для несмазанных стальных или чугунных крепежей (изготовленных не из алюминиевых сплавов). Как было определено выше, допустимая нагрузка на резьбовое соединение определяется материалом, из которого изготовлены крепежные детали, и диаметром резьбы. Нижеприведенные значения являются усредненными для второго и третьего класса соединителей. При повышении класса деталей допустимы большие значения моментов затяжки.
Такие резьбовые соединители, как болты крепления головки блока цилиндров, поддона, кожуха дифференциалаи т. д., следует затягивать и выкручивать в определенных последовательностях, что предотвращает деформацию скрепляемых элементов. Эти последовательности обычно приведены в соответствующих главах. При отсутствии определенной последовательности затяжки необходимо придерживаться следующих принципов, что предотвратит возможную деформацию скрепляемых деталей.
На начальной стадии произведите затяжку болтов/гаек вручную. Затем их следует затянуть на один полный оборот в перекрестной или диагональной последовательности. После окончания затяжки на один полный оборот вернитесь к первому крепежу и произведите затяжку соединителей на пол-оборота в той же самой последовательности.
Наконец, перед затягиванием с установленным усилием затяжки, произведите затягивание каждого соединителя на четверть оборота. При ослаблении усилия затяжки и выкручивании соединителей выполните вышеописанную процедуру в обратной последовательности.
Разборка элементов
Разборку элементов следует производить аккуратно, принимая в ходе этой процедуры меры, направленные на облегчение последующей сборки и установки.
Всегда отмечайте последовательность снятия деталей. Также необходимо отмечать исходное положение в блокноте или краской непосредственно на деталях, которые могут быть установлены в различных положениях, например, исходное положение гофрированной упорной шайбы на валу. Рекомендуется раскладывать снятые детали на чистой поверхности в последовательности снятия. Также рекомендуется выполнять эскизы или фотографии элементов в исходных положениях.
Снимая резьбовые соединители, всегда отмечайте их исходное положение. Иногда временное вкручивание болтов в исходные положения способно предотвратить возможную путаницу в дальнейшем, также как временное накручивание гаек и надевание шайб на соответствующие шпильки. При невозможности выполнить вышеописанное следует хранить крепежи в подписанных коробках или в отделениях одной большой коробки. Для этой цели идеально подходит пластиковая конфетная коробка с отделениями, так как в каждое из них можно поместить болты и гайки, снятые с соответствующих исходных положений (например, болты и гайки крепления поддона, клапанной крышки, опор двигателя и т.д.).
Поддон такой коробки незаменим при работе с малогабаритными элементами, такими как карбюратор, генератор, элементы клапанного механизма или внутренних панелей и облицовки.
Маркировка болтов в зависимости от допустимой нагрузки (стандарты SAE, USS; нижний ряд - метрические болты)
Маркировка в зависимости от допустимой нагрузки на гайках стандарта SAE
Маркировка в зависимости от допустимой нагрузки на метрических гайках
Маркировка в зависимости от допустимой нагрузки на метрических шпильках
Отделения коробки можно отметить краской или цветными ярлыками, чтобы идентифицировать крепежные детали в соответствии с их исходными положениями.
При отсоединении жгутов, экранов и разъемов проводки желательно идентифицировать разомкнутые провода, наклеив на них ярлыки с соответствующими номерами, таким образом, обеспечивая быстрое и правильное последующее соединение в ходе последующей сборки.
Сопрягаемые поверхности и прокладки
В конструкции автомобиля широко используются прокладки для уплотнения сопрягаемых поверхностей, что предотвращает разгерметизацию соединения или протекание масла/жидкости. В ходе сборочных работ прокладки зачастую обрабатываются смазкой или герметиком. С течением времени, а также под воздействием высокой температуры и давления, сопрягаемые поверхности могут довольно сильно прикрепиться друг к другу.
При разъединении сопряженных деталей запрещено вставлять отвертки или подобные инструменты между ними. Это может привести к серьезным повреждениям, которые после сборки проявятся утечкой масла, охлаждающей жидкости, и т.д.
Разделение обычно производится при постукивании вдоль сопряженных поверхностей молотком, изготовленным из мягкого материала. Цель - сдвинуть или разрушить прокладку. Однако следует иметь в виду, что этот метод неприемлем для разборки штифтовых соединений.
Если между сопрягаемыми поверхностями двух деталей должна находиться прокладка, то при сборке всегда следует заменять ее; устанавливайте сухую прокладку, если в руководстве по сборке не указано иное.
Перед установкой убедитесь, что сопрягаемые поверхности чисто и насухо протерты, и на них нет следов старого герметика. При чистке сопрягаемых поверхностей при необходимости используйте соответствующий растворитель и инструмент, который не повредит поверхность.
Не применяйте растворители при очистке сопрягаемых поверхностей деталей, изготовленных из пластмассы или иного композитного материала. Удалите заусенцы с помощью смазанного абразивного бруска или мелкозернистого напильника. Рекомендуется применять медный скребок, поскольку данный материал, как правило, мягче материала, из которого изготовлены разъединенные детали, что исключает повреждение поверхностей в процессе очистки. Удостоверитесь, что все резьбовые отверстия очищены, и не допускайте попадания в них герметика, если иное не указано в инструкции по сборке.
Убедитесь в том, что все отверстия, каналы и трубки не засорены, и при необходимости продуйте их сжатым воздухом.
Метрическая резьба | Фут - фунты | Нм |
M-6 | 6-9 | от 9 до 12 |
М-8 | 14-21 | от 19 до 28 |
М-10 | 28-40 | от 38 до 54 |
М-12 | 50-71 | от 68 до 96 |
М-14 | 80-140 | от 109 до 154 |
Дюймовая резьба на трубчатых соединениях | Фут - фунты | Нм |
1/8 | 5-8 | 7-10 |
1/4 | 12- 18 | 17-24 |
3/8 | 22-33 | 30-44 |
1/2 | 25-35 | 34-47 |
Стандарт, действующий в США | Фут - фунты | Нм |
1/4-20 | 6-9 | 9- 12 |
5/16-18 | 12-18 | 17-24 |
5/16-24 | 14-20 | 19-27 |
3/8-16 | 22-32 | 30-43 |
3/8-24 | 27-38 | 37-51 |
7/16-14 | 40-55 | 55-74 |
7/16-20 | 40-60 | 55-81 |
1/2-13 | 55-80 | 75 - 108 |
Обозначение размеров и класса болтов стандартов SAE и USS: G - Маркировка классности (по допустимой нагрузке); L - длина рабочей части ( в дюймах); T - Шаг резьбы (количество в одном дюйме); D - Номинальный диаметр резьбы (в дюймах)
Обозначение размеров и класса метрических болтов: P - Указанный класс (по допустимой нагрузке);L - длина рабочей части ( в миллиметрах);T - Шаг резьбы (расстояние между витками резьбы в миллиметрах);D - Диаметр резьбы
Отсоединение шлангов
Предупреждение: если на автомобиле установлена система кондиционирования воздуха, не отсоединяйте шланги системы без ее предварительной разрядки на СТО соответствующего профиля.
Меры предосторожности при отсоединении шлангов подобны мерам при разъединении сопрягаемых поверхностей с прокладкой. Не допускайте повреждения поверхности соединителя, приводящей к протеканию жидкости или разгерметизации в дальнейшем. Это явление особенно часто происходит при повреждении поверхностей патрубков радиатора. Вследствие протекания различных химических реакций резина может прилипнуть к металлическому патрубку шланга. Перед снятием шланга ослабьте затяжку хомутов. Затем, захватив часть шланга, находящуюся на патрубке, соответствующим приспособлением, вращайте шланг вокруг оси патрубка. Повторяйте поступательные вращения до ослабления сопротивления снятию, затем отсоедините шланг. При наличии возможности обработайте шланг и внешнюю поверхность патрубка смазкой на основе силикона или другой подходящей смазкой - это облегчит снятие. При последующей установке обработайте этой же смазкой внутреннюю поверхность шланга и наружную поверхность патрубка - это облегчит подсоединение.
При острой необходимости в замене шланга, снять который не представляется возможным, в качестве крайней меры можно отрезать, а затем снять его оставшуюся часть с патрубка. При разрезании части шланга остерегайтесь повредить поверхность патрубка.
При наличии признаков износа или повреждения хомута крепления ни в коем случае не устанавливайте его снова. Пружинные хомуты ослабляются с течением времени, поэтому рекомендуется заменять их червячными хомутами всякий раз ходе снятия/установки шланга.
Инструменты
Выбор высококачественных инструментов - залог успешного ремонта и эффективного обслуживания автомобиля. У автомобилистов, не имеющих таких инструментов, покупка полного набора вызовет значительный расход средств, который можно лишь частично снизить за счет самостоятельного изготовления некоторых приспособлений. Однако если купленные инструменты соответствуют требованиям безопасности и имеют высокое качество, они прослужат много лет, и будут являться чрезвычайно полезным приобретением.
Чтобы помочь автомобилисту решить, какие инструменты ему необходимы для выполнения различных работ, описанных в этом руководстве, авторы составили три списка под следующими заголовками: "Набор инструментов для обслуживания и мелкого ремонта", "Набор инструментов для среднего и капитального ремонта" и "Специальные инструменты и приспособления".
Владельцы автомобилей, не имеющие достаточной практики ремонта, должны начать с приобретения набора инструментов для обслуживания и мелкого ремонта, и ограничиться выполнением простых работ. Затем, по мере роста уверенности и накопления опыта, можно перейти к решению более сложных задач, приобретая дополнительные инструменты по мере необходимости. Таким образом, за длительный период времени и без больших единовременных затрат можно увеличить набор инструментов для обслуживания и мелкого ремонта до набора, предназначенного для среднего и капитального ремонта. Опытные автолюбители могут иметь набор инструментов, подходящий для большинства ремонтных работ, и дополнять его инструментами из "специального" списка, если будут уверены, что расходы на их приобретение оправданы частым использованием.
Набор инструментов для технического обслуживания и мелкого ремонта
В этом списке представлен набор инструментов, необходимых для обслуживания и мелкого ремонта. Рекомендуется покупать комбинированные гаечные ключи (накидной ключ с одной стороны, и рожковый того же размера с другой); эти ключи стоят дороже, но имеют преимущества обоих типов.
- Набор гаечных ключей:
Дюймовые - от ¼ до 1 дюйма
Метрические - от 6 до 19 мм включительно
- Разводной ключ - 35 мм или 8 дюймов (приблизительно)
- Свечной ключ (с резиновой вставкой)
- Приспособление для регулировки зазора в свечах зажигания
- Набор щупов
- Ключ для откручивания штуцеров прокачки тормозной системы
- Отвертка с плоским концом - 100 мм длина, 6 мм диаметр (5/16 x 6 дюймов);
- Отвертка с крестообразным концом - 100 мм длина, 6 мм диаметр (2 х 6 дюйма);
- Пассатижи
- Слесарная ножовка (малая) с набором лезвий
- Манометр
- Нагнетатель смазки
- Масленка
- Мелкозернистая наждачная бумага на тканевой основе
- Проволочная щетка
- Приспособление для обслуживания проводов и клемм аккумулятора
- Приспособление для снятия масляного фильтра
- Воронка (среднего размера)
- Защитные очки
- Вертикальные опоры под автомобиль, поднятый домкратом (2 шт.)
- Сливной поддон
Примечание: если процедуры регулярного обслуживания предполагается проводить в разрезе текущего периодического обслуживания, то приведенный выше список необходимо дополнить измерителем частоты вспышек стробоскопа/ периода замыкания контактов прерывателя, а также стробоскопом. Эти приспособления включены в список специальных инструментов, но упомянуты здесь по причине своей необходимости для регулировки системы зажигания на большинстве автомобилей.
Манометр
Измеритель со стрелочным индикатором
Штангельциркуль со стрелочным индикатором
Портативный вакуумный насос
Стробоскоп
Компрессометр с переходником под отверстие свечи
Съемник демпфера рулевого механизма/рулевого колеса
Универсальный съемник
Съемник гидравлических толкателей клапанов
Набор инструментов для среднего и капитального ремонта
Эти инструменты необходимы при проведении капитального ремонта, в дополнение к перечню инструментов для технического обслуживания и мелкого ремонта. В этот список включен набор торцевых головок. Хотя он дорог, но совершенно необходим для более или менее серьезных работ. Рекомендуется обязательно приобрести рычаг с храповым механизмом и гнездом под головки 1/2". Однако, не смотря на то, что рычаг 3/8" имеет значительные габариты и сравнительно высокую стоимость, его можно использовать со многими головками большого диаметра. Предпочтительнее, чтобы у механика имелось два рычага с гнездами под торцовые головки - 1/2" и 3/8".
- Набор торцевых головок
- Вороток с реверсивным храповиком (для использования с торцевыми головками)
- Удлинитель длиной 250 мм (для использования с торцевыми головками)
- Вороток с карданным шарниром (для использования с торцевыми головками)
- Динамометрический ключ (для использования с торцевыми головками)
- Ударное приспособление для разъединения шаровых опор
- Молоток с мягким бойком (пластмасса, алюминий или резина)
- Отвертки:
с плоским концом - длинная и прочная, короткая (широкая), узкая (для работ с элементами электрической системы);
с крестообразным концом - длинная и прочная, короткая (широкая)
- Плоскогубцы:
с длинными захватами; бокорезы (для работ с элементами электрической системы), съемники для пружинных колец - внешних и внутренних
- Зубило - 25 мм (½ дюйма)
- Маркер для металлических деталей
- Скребок из расплющенной медной трубки
- Кернер
- Пробойники
- Стальная линейка
- Ключи Алена (шестигранники)
- Набор напильников
- Проволочная щетка
- Подставки под автомобиль (2 шт.)
- Гидравлический домкрат
Примечание: список можно расширить включением в него еще одного весьма полезного инструмента - электродрели с комплектом сверл и патроном, рассчитанным на максимальный диаметр сверла 3/8 дюйма(М10).
Специальные инструменты и приспособления
Инструменты и приспособления, приведенные в этом списке, используются нерегулярно, стоят дорого или имеют узкое применение. Приобретение многих из них будет неоправданным, если сложные механические работы выполняются редко. Возможно, стоит объединиться с приятелями (или присоединиться к клубу автомобилистов), чтобы приобрести такие инструменты. Также можно взять их напрокат у специалистов.
В следующий список включены только те инструменты и приспособления, которые имеются в свободной продаже, а не те, которые изготовитель автомобиля производит специально для дилеров и фирменных сервисных станций. Ссылки на такие инструменты могут изредка встречаться в тексте этого руководства.
В данной книге обычно приводится альтернативный метод выполнения работы, без использования специальных инструментов. Но иногда альтернативы им нет. Если дело обстоит так, и соответствующие инструменты не могут быть куплены или взяты напрокат, то выполнение работы придется поручить специалистам фирменной станции.
- Съемник пружин клапанного механизма
- Приспособление для очистки канавок поршневых колец
- Съемник поршневых колец
- Приспособление для установки поршневых колец
- Компрессометр
- Развертка для цилиндров
- Хон для обработки поверхности цилиндров двигателя
- Нутромер цилиндров двигателя
- Микрометр и/или штангенциркуль со стрелочным индикатором
- Съемник гидравлических толкателей клапанного механизма
- Приспособление для отсоединения пальца шарнира
- Универсальный съемник
- Пневматический гайковерт
- Измеритель со стрелочным индикатором
- Стробоскоп
- Портативный насос для создания вакуума/избытка давления воздуха
- Измеритель частоты вспышек стробоскопа/периода замыкания контактов прерывателя
- Тахометр
- Мультиметр
- Тельфер
- Приспособление для снятия и установки пружин механизмов тормозной системы
- Напольный гидравлический домкрат, рассчитанный на высокую нагрузку
Приспособление для снятия клапанных пружин
Съемник пружин клапанов
Развертка
Приспособление для очистки канавок поршневых колец
Приспособление для снятия/установки поршневых колец
Съемник поршневых колец
Хон для обработки рабочей поверхности цилиндров двигателя
Приспособление для сжатия пружин тормозной системы
Хон для обработки поверхности тормозного цилиндра
Приспособление для центровки диска сцепления
Набор плашек и метчиков
Приобретение инструментов
Для автолюбителя - механика, самостоятельно производящего обслуживание и ремонт автомобиля, даже имеющего сравнительно небольшой опыт работы, существует несколько источников приобретения инструментов. Если предполагается осуществление только техобслуживания и мелкого ремонта, то можно ограничиться приобретением соответствующих данному уровню инструментов в розничной торговой сети. Если же запланировано проведение серьезных ремонтных работ, то следует приобрести простой набор инструментов в одном из фирменных магазинов. Как правило, такой набор можно приобрести по оптовой цене, более того, часто в комплекте с набором поставляются специальные ящики. Поскольку в будущем могут понадобиться дополнительные инструменты, желательно приобрести ящик, таким образом, предусматривая возможное расширение набора. Постепенное приобретение инструментов позволяет механику избежать крупных единовременных затрат, а также приобретать только те инструменты, в которых испытывается необходимость.
Супермаркеты и фирменные магазины запчастей часто предлагают превосходные инструменты и приспособления высокого качества по низким ценам.
Помните, что совсем необязательно покупать самые дорогие инструменты, но избегайте также покупать и самые дешевые. Остерегайтесь "выгодных" покупок инструментов, предлагаемых на автомобильных стоянках, или продаваемых на авторынках из багажников автомобилей. В продаже имеется много высококачественных инструментов по разумным ценам, но всегда следует стараться покупать изделия, которые соответствуют требованиям безопасности. При необходимости следует получить консультацию владельца или управляющего магазина, (www.monolith.in.ua)
Хранение и поддержание должного технического состояния инструментов
Купив необходимый набор инструментов, содержите его в чистоте и исправном состоянии. Перед складыванием инструментов после работы всегда очищайте их чистой и сухой тканью от грязи, масла и металлических частиц. Никогда не оставляйте их разбросанными после работы.
После окончания работы в моторном отсеке убедитесь, что все инструменты и приспособления извлечены из капота. Это исключит их утерю их во время испытания двигателя в пробеге. Для инструментов, таких как отвертки и плоскогубцы, очень удобна обычная полка на стене. Гаечные ключи и головки торцевых ключей храните в металлической коробке. Любые измерительные приборы, индикаторы и т. п. должны храниться в местах, где они будут защищены от повреждений и воздействия коррозии.
При использовании инструментов уделяйте некоторое время уходу за ними. Рано или поздно на бойке молотка возникают сколы, а лезвия отверток тупятся. В ходе своевременной обработки наждачной бумагой или напильником быстро восстановится исходное техническое состояние таких инструментов.
Восстановление поврежденной и изношенной резьбы
Иногда происходит разрушение резьбы гайки или отверстия под болт.
Как правило, это происходит по причине превышения допустимого усилия затяжки.
Износ и повреждение резьбы - довольно часто встречающееся явление, особенно если речь идет о резьбе деталей, изготовленных из алюминиевых сплавов, так как такой материал достаточно мягок, и быстро изнашивается при трении.
Обычно наблюдается допустимый износ резьбы. После прогонки метчиком или плашкой она все еще способна выполнять свое предназначение. Однажды износ каждой резьбы достигнет предела. Существует три способа восстановления изношенной резьбы:
1) Рассверлить отверстие, нарезать в нем резьбу большего ремонтного размера и установить болт, винт или шпильку большего диаметра.
2) Рассверлить отверстие и нарезать в нем резьбу под ремонтную втулку, просверлить отверстие во втулке и нарезать в нем резьбу под болт исходного размера. Также можно приобрести втулку с уже имеющимся резьбовым отверстием требуемого исходного размера. В этом случае остается только рассверлить отверстие и нарезать в нем резьбу под втулку, затем установить втулку с помощью болта и контргайки. После установки втулки контргайка и болт снимаются.
3) Третий способ восстановления подразумевает использование патентованного ремкомплекта для резьбы «Heli-Coil» или «Slimsert» . С помощью этих удобных в использовании ремкомплектов можно восстановить поврежденную резьбу сквозных и глухих отверстий. Также с их помощью можно нарезать резьбу различных диаметров. Просверлите отверстие и нарежьте в нем резьбу специальным метчиком из комплекта. Установка ремкомплекта обеспечит наличие резьбового отверстия требуемого диаметра и с заданным шагом резьбы.
Независимо от используемого метода осуществляйте работу аккуратно и последовательно. Небрежность, проявленная при выполнении этих сравнительно простых процедур, может обернуться бесполезной тратой времени и средств, а также возможным материальным ущербом при разрушении дорогостоящей детали.
Рабочее место
Упоминая об инструментах, не следует забывать и о рабочем месте. Если выполняемые работы выходят за пределы обычного обслуживания, то очевидна необходимость иметь подходящее рабочее место.
Многие автолюбители в силу обстоятельств вынуждены извлекать из автомобиля двигатель или подобные ему агрегаты в условиях, не таких благоприятных,как имеющиеся в ремонтной мастерской. Такие работы всегда следует выполнять в помещении или под навесом.
Любая разборка должна производиться на чистом и плоском верстаке или столе подходящей высоты. Любой верстак должен быть оборудован тисками с раскрытием губок не менее чем на 100 мм, которые подходят для выполнения большинства работ.
Как упоминалось выше, необходимо выделить сухое и чистое место для хранения инструментов, а также для всевозможных смазок, жидкостей, краски для подкрашивания и т. д. Следует обзавестись также емкостью для слива отработанного моторного масла и эксплуатационных жидкостей. Для этой цели идеально подходят старые пластиковые канистры из-под тосола или антифриза. Для превращения такой канистры в сливной поддон следует просто срезать одну из больших граней.
Для защиты поверхности пола от попадания масла и жидкостей, которые могут вытечь из автомобиля, подкладывайте под машину большой лист картона. Под рукой следует держать старое покрывало или специальную виниловую накидку для защиты лакокрасочного покрытия и стекол автомобиля.
И наконец, последнее, но не менее важное: всегда держите на рабочем месте некоторое количество старых газет и чистых тканевых салфеток, не оставляющих ниток и ворса на вытираемой поверхности, и содержите рабочее место в чистоте.