Используются два типа компьютеров. Автомобили с двигателем 3,1 л оснащаются ЕСМ с ППЗУ (программируемое постоянное запоминающее устройство - PROM) и блоком CALPAK. Автомобили с двигателем 3,8 л оснащаются РСМ с блоком MEM-CAL.
Примечание. Блок CALPAK на двигателях с рабочим объемом 3,1 л не заменяется. При отказе блока CALPAK блок ЕСМ должен заменяться целиком.
Блок ЕСМ/РСМ управляет следующими параметрами и процессами:
- Расходом топлива
- Распределением зажигания (установкой угла опережения)
- Управлением зажиганием
- Рециркуляцией отработавших газов
- Работой воздухозаборника
- Вентилятором двигателя
- Расходом воздуха на холостом ходу (IAC)
- Гидротрансформатором
- Системой управления кондиционированием воздуха
Работа системы ССС напоминает работу центральной нервной системы в теле человека. Датчики (нервные окончания) постоянно направляют информацию в блок ЕСМ/РСМ (мозг), который обрабатывает данные и при необходимости посылает команды на изменение рабочих параметров двигателя (тела).
Приведем пример работы одной из частей системы. Датчик кислорода, расположенный в выпускном коллекторе, осуществляет текущий контроль содержания кислорода в отработавших газах. Если содержание кислорода в отработавших газах отклоняется от нормы, на блок ЕСМ/РСМ направляется электрический сигнал. ЕСМ/РСМ принимает эту информацию, обрабатывает ее и посылает команду системе впрыска топлива с указанием изменить соотношение смеси топливо/воздух. Это осуществляется за доли секунды и выполняется непрерывно во время работы двигателя. Конечным результатом является постоянное поддержание требуемого соотношения состава смеси топливо/воздух, независимо от внешних условий.
Возможно, некоторые сочтут, что систему, оснащенную бортовым компьютером и электрическими датчиками, трудно проверять. Это вовсе не обязательно. Система ССС включает встроенный режим диагностики, который указывает на наличие неисправности путем зажигания лампы "SERVICE ENGINE SOON" ("Срочно проведите техобслуживание двигателя") на панели приборов. Если эта лампа загорается при нормальной работе двигателя, это означает, что обнаружена неисправность в контуре одного из информационных датчиков или в самом блоке ЕСМ/РСМ. И что более важно - код неисправности записывается в память ЕСМ/РСМ.
Для извлечения этой информации из памяти ЕСМ/РСМ необходимо использовать короткую перемычку для соединения с "массой" клеммы диагностики. Эта клемма является частью центрального разъема ALDL (см. иллюстрацию). ALDL располагается под приборной панелью и слева от центральной консоли. Для использования ALDL снимите пластмассовую крышку (если она установлена), выдвинув ее по направлению к себе. Открыв таким образом разъем, вставьте один конец перемычки в клемму диагностики, а второй прижмите к "массе".
2.6а. Центральный разъем (ALDL) (показан стрелкой) расположен под приборной панелью рядом с блоком предохранителей | 2.6б. Описание клемм на центральном разъеме ALDL: А - "масса", В - клемма диагностики, С - AIR (если используется), D - лампа "SERVICE ENGINE SOON" ("Срочно провести техобслуживание двигателя"), Е - последовательные данные ( не используйте - требуется специальный прибор), F -ТСС (если используется), G - топливный насос (если используется), М - последовательные данные (если используются) |
Когда клемма диагностики соединена с "массой", зажигание включено, а двигатель остановлен, система перейдет в режим диагностики.
Внимание! Не запускайте и не проворачивайте коленчатый вал двигателя при соединенной с "массой" клеммой диагностики. В этом режиме ЕСМ/РСМ будет отображать код 12 с помощью мигания лампы "SERVICE ENGINE SOON", указывая на то, что система работает. Код 12 соответствует одной вспышке, за которой, после короткой паузы, следуют две вспышки подряд. Этот код загорится три раза. Если в памяти не хранятся другие коды, код 12 будет продолжать отображаться до тех пор, пока клемма диагностики не будет соединена с "массой".
После трехкратного загорания кода 12 ЕСМ/РСМ будет отображать любой из записанных в памяти кодов неисправности. Каждый такой код будет загораться три раза, затем снова загорится код 12, указывая на то, что отображение хранящегося кода неисправности завершено.
Когда ЕСМ/РСМ устанавливает код неисправности, загорается лампа "SERVICE ENGINE SOON", а код неисправности записывается в память. Если неисправность носит временный характер, то при ее исчезновении через 10 секунд лампа погаснет. Однако код неисправности будет храниться в памяти ЕСМ/РСМ до отключения подачи напряжения на ЕСМ/РСМ с аккумуляторной батареи. Отключение аккумулятора на 10 секунд приведет к стиранию всех хранящихся кодов неисправности. Коды неисправностей должны всегда стираться после завершения ремонтных работ.
Внимание. Для предотвращения поломки ЕСМ/РСМ при подаче или отключении электропитания на ЕСМ/РСМ ключ зажигания должен быть в положении "OFF".
Выше приведен список типичных кодов неисправностей, с которыми можно столкнуться при проверке системы компьютерного командного управления. Также включены упрощенные операции исправления неисправностей. Если с помощью этих операций не удается устранить неисправность, следует обратиться в авторемонтную мастерскую.
Код ошибки | Цепь или система | Возможная причина |
Код 12 (1 вспышка, пауза, 2 вспышки) | Не посылаются импульсы с распределителя на блок ЕСМ/РСМ | Этот код будет отображаться всегда, когда клемма диагностики соединена с "массой" при включенном зажигании и неработающем двигателе. Если в памяти ЕСМ/РСМ хранятся дополнительные коды неисправностей, они будут появляться после того, как этот код повторится три раза. Если этот код появляется при работающем двигателе, то это значит, что импульсы с распределителя не достигают блока ЕСМ/РСМ |
Код 13 (1 вспышка, пауза, 3 вспышки) | Цепь кислородного датчика | Возможно заедание или неправильная регулировка датчика положения дроссельной заслонки. Проверьте провода и разъемы, связанные с кислородным датчиком. Замените кислородный датчик |
Код 14 (1 вспышка, пауза, 4 вспышки) | Датчик охлаждающей жидкости (высокая температура) | Если появляются неисправности в системе охлаждения, они должны быть устранены немедленно. Проверьте все провода и разъемы, связанные с датчиком температуры охлаждающей жидкости. Замените датчик температуры охлаждающей жидкости * |
Код 15(1 вспышка, пауза, 5 вспышек) | Датчик охлаждающей жидкости (низкая температура) | См. выше, затем проверьте все электрические соединения к блоку ЕСМ |
Код 16 (только для двигателя 3,8 л) (1 вспышка, пауза, 6 вспышек) | Напряжение в системе (высокое или низкое) | Обнаружено напряжение в системе выше 17 В или ниже 9 В |
Код 18 (только для двигателя 3,8 л) (1 вспышка, пауза, 8 вспышек) | Несогласованное положение распределитель-ного/коленчатого вала | Временная неисправность, связанная с поступлением сигнала от распределительного/коленчатого вала или сигнала подачи топлива |
Код 21 (2 вспышки, пауза, 1 вспышка) | Датчик TPS положения дроссельной заслонки (высокое напряжение) | Возможны заедание или неправильная регулировка TPS (датчика положения дроссельной заслонки). Проверьте провода и разъемы между TPS и ЕСМ/РСМ. Отрегулируйте или замените датчик TPS (см. главу 4) * |
Код 22 (2 вспышки, пауза, 2 вспышки) | Датчик TPS положения дроссельной заслонки (низкое напряжение) | Проверьте регулировку TPS (глава 4). Проверьте соединитель ЕСМ/РСМ. Замените TPS (глава 4) * |
Код 24 (2 вспышки, пауза, 4 вспышки) | Датчик скорости автомобиля | Ошибка в этом контуре должна отображаться только при движении автомобиля. Не обращайте внимания на код 24, если не вращаются ведущие колеса. Проверьте соединения у ЕСМ. Проверьте установки TPS |
Код 26 (только для двигателя 3,8 л) (2 вспышки, пауза, 6 вспышек) | Ошибка QDM "А" | Блок РСМ регистрирует неверный уровень напряжения в цепи, соединенной с QDM (четверной задающий блок) "А" |
Код 32 (только для двигателя 3,1 л) (3 вспышки, пауза, 2 вспышки) | Система рециркуляции отработавших газов (EGR) | Вакуумный выключатель закорачивается при запуске, выключатель не замыкает цепь после поступления команды с ЕСМ на EGR в течение определенного периода времени или цепь электромагнитного клапана EGR разомкнута в течение определенного периода времени. Замените клапан EGR * |
Код 33 (только для двигателя 3,1 л) (3 вспышки, пауза, 3 вспышки) | Датчик МАР | Проверьте вакуумные шланги, идущие от датчика МАР. Проверьте электрические соединения у ЕСМ. Замените датчик МАР * |
Код 34 (только для двигателя 3,1 л) (3 вспышки, пауза, 4 вспышки) | Вакуумный датчик или датчик МАР | Код 34 будет установлен при слишком низком напряжении сигнала от датчика МАР. Этот сигнал ЕСМ заменит фиксированным значением МАР и будет использовать TPS для управлением подачей топлива. Замените датчик МАР * |
Код 34 (только для двигателя 3,8 л) (3 вспышки, пауза, 4 вспышки) | Датчик MAF | Код 34 будет установлен, когда напряжение сигнала от датчика MAF отсутствует в течение периода, превышающего 4 секунды |
Код 41 (только для двигателя 3,8 л) (4 вспышки, пауза, 1 вспышка) | Цепь датчика распредвала | Код 41 будет установлен, когда напряжение сигнала от датчика распределительного вала отсутствует в течение периода, превышающего 5 секунд |
Код 42 (4 вспышки, пауза, 2 вспышки) | Электронное распределение зажигания (EST) | Шунтирующая цепь электронного распределения зажигания или цепь EST закорочена или разомкнута (EST). Причиной этого кода может быть неисправный блок HEI |
Код 43 (4 вспышки, пауза, 3 вспышки) | Электронное управление зажиганием (ESC) | Сигнал запаздывания ESC действовал слишком долго или система не прошла функциональную проверку блока ESC |
Код 44 (4 вспышки, пауза, 4 вспышки) | Датчик кислорода указывает на обедненный выхлоп | Проверьте электрические соединения ЕСМ, особенно клеммы "15" и "8". Проверьте прокладку основания TBI. вакуумные шланги и прокладку впускного коллектора на разгерметизацию. Замените кислородный датчик * |
Код 45 (4 вспышки, пауза, 5 вспышек) | Датчик кислорода указывает на обогащенный выхлоп | Возможна неправильная работа или утечка в форсунке, высокое давление топлива или неисправность датчиков TPS и MAF. Кроме того, проверьте, не попал ли бензин в угольный фильтр паров топлива и его детали. Замените кислородный датчик * |
Код 51 (5 вспышек, пауза, 1 вспышка) | ППЗУ (двигатель 3,1 л) или МЕМ-CAL (двигатель 3,8 л) | Убедитесь, что ППЗУ или МЕМ-CAL правильно установлены в блок ЕСМ. Замените ППЗУ или МЕМ-CAL * |
Код 52 (только для двигателя 3,1 л) (5 вспышек, пауза, 2 вспышки) | CALPAK | Убедитесь в правильной установке ЕСМ. Замените ЕСМ * |
Код 54 (только для двигателя 3,1 л) (5 вспышек, пауза, 4 вспышки) | Топливный насос | Низкое напряжение топливного насоса. Устанавливается, когда напряжение на топливном насосе менее 2 В и когда принимаются опорные импульсы |
Код 55 (5 вспышек, пауза, 5 вспышек) | ЕСМ/РСМ | Убедитесь, что плотно затянуты соединения ЕСМ с "массой". Если это так, замените ЕСМ/РСМ * |
Код 56 (только для двигателя 3,8 л) (5 вспышек, пауза, 6 вспышек) | Ошибка QDM "В" | РСМ регистрирует неверный уровень напряжения в цепи, соединенной с QDM (четверной задающий блок) "В" |
* Замена элемента системы не всегда может устранить неисправность. В связи с этим, прежде чем покупать запасные части, проконсультируйтесь со специалистом.
Примечание. На двигателях 3,8 л есть несколько кодов, которые не отображаются лампой "SERVICE ENGINE SOON" на панели приборов. Для прочтения этих кодов требуется специальное устройство \(устройство сканирования GM Tech 1).