Снятие блока ЕСМ/РСМ
1. Блок электронного управления ЕСМ (блок управления РСМ) расположен в салоне автомобиля под приборной панелью (правая сторона).
2. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи.
3. Отверните винты крепления декоративной панели под правой частью приборной панели.
4. Снимите декоративную панель, открыв таким образом доступ к коммутационной панели (см. иллюстрацию).
3.4. Снимите нижнюю декоративную панель под вещевым ящиком, открывая доступ к коммутационной панели и блоку ЕСМ/РСМ
5. Отсоедините оба электрических разъема от ЕСМ/РСМ (см. иллюстрацию).
3.5. Нажмите с усилием на пластинки (показаны стрелками) для отсоединения электрических разъемов от блока ЕСМ/РСМ
Внимание! При отсоединении и присоединении электрических разъемов необходимо выключить зажигание для предотвращения повреждения ЕСМ/РСМ.
6. Отверните гайку крепления (см. иллюстрацию) с левой стороны ЕСМ/РСМ.
3.6. Отверните гайку крепления (показана стрелкой) компьютера к держателю
7. Аккуратно выдвигайте ЕСМ/РСМ вниз так, чтобы открыть панель предохранителей.
Внимание! Для предотвращения повреждения компьютера статическим электричеством работайте в перчатках и используйте специальную антистатическую подкладку для хранения ЕСМ/РСМ после снятия.
Общее описание
ППЗУ (двигатель 3,1 л)
8. Для того, чтобы одна и та же модель ЕСМ могла использоваться на различных автомобилях (см. иллюстрацию), применяют устройство, называемое ППЗУ (программируемое постоянное запоминающее устройство). Для обеспечения доступа к ППЗУ необходимо снять крышку. ППЗУ находится внутри блока ЕСМ (см. иллюстрацию) и содержит информацию о массе автомобиля, двигателе, трансмиссии, передаточном числе главной передачи и т.д. Блок ЕСМ с определенным серийным номером может использоваться во многих автомобилях производства "Дженерал Моторс" (GM), но каждое ППЗУ может использоваться только на том автомобиле, для которого оно разработано. В связи с этим необходимо проверять последние издания каталогов запасных частей и сервисных бюллетеней для уточнения информации о серийных номерах ППЗУ при их замене. ЕСМ обычно приобретается без ППЗУ. Необходимо аккуратно снять микросхему ППЗУ со старого ЕСМ и установить его на новый блок ЕСМ.
3.8а. Если вы заменяете ЕСМ, сравните сервисные номера на табличках нового и старого ЕСМ | 3.8б. Положение ППЗУ (показано стрелкой) в блоке ЕСМ для двигателя 3,1 л (блок РСМ для двигателя 3,8 л устроен аналогично, только вместо ППЗУ и CALPAK устанавливается устройство MEM-CAL |
CALPAK (двигатель 3,1 л)
9. Устройство, называемое CALPAK, используется для обеспечения подачи топлива в случае выхода из строя других элементов ЕСМ. В случае поломки CALPAK необходимо установить новый ЕСМ.
МЕМ-CAL (двигатель 3,8 л)
10. Устройство МЕМ-CAL включает функции ППЗУ, CALPAK и блока ESC, используемых на других автомобилях производства "Дженерал Моторс". Как и ППЗУ, он содержит калибровочную информацию данного автомобиля, а также схему аварийного управления подачей топлива в случае выхода из строя остальных элементов РСМ.
Замена элементов
ППЗУ (двигатель 3,1 л)
11. Поверните ЕСМ нижней крышкой вверх и положите его на чистую рабочую поверхность.
12. Снимите защитную крышку ППЗУ/CALPAK.
13. Используя устройство для снятия ППЗУ, подцепите держатель ППЗУ со стороны узких концов (см. иллюстрацию). Слегка покачивайте держатель из стороны в сторону и тяните его вверх. ППЗУ вместе с держателем должно легко выходить из панельки.
3.13. Используя устройство для снятия ППЗУ, подцепите держатель ППЗУ со стороны узких концов и слегка покачивайте устройство держателем до выхода ППЗУ из панельки: 1 - держатель ППЗУ, 2 - приспособление для извлечения ППЗУ
Внимание! Держатель ППЗУ необходимо снимать лишь с использованием специального устройства. Снятие без этого устройства или с помощью других приспособлений может привести к поломке микросхемы ППЗУ или ее панельки.
14. Прежде чем откладывать держатель ППЗУ в сторону, запомните его положение в установленном состоянии (см. иллюстрацию).
3.14. Запомните взаимную ориентацию выемки на ППЗУ и меньшей выемки на держателе: 1 - держатель ППЗУ, 2 - ППЗУ, 3 - выемка в ППЗУ согласуется с маленькой выемкой в держателе и меткой
15. Если вы заменяете блок ЕСМ, снимите новый ЕСМ с его держателя, проверьте его сервисный номер и убедитесь, что он совпадает с номером на старом ЕСМ (см. иллюстрацию 3.8а).
16. Если вы заменяете ППЗУ, снимите новое ППЗУ с держателя, проверьте его сервисный номер и убедитесь, что он совпадает с номером на старом ППЗУ.
17. Расположите блок "ППЗУ/держатель ППЗУ" перпендикулярно панельке так, чтобы выемка на держателе была согласована с выемкой в панельке со стороны 1-го контакта. Нажимайте на держатель ППЗУ до его плотной посадки на место (см. иллюстрацию).
3.17. Нажимайте только на концы держателя ППЗУ - нажатие на внутреннюю область может привести к изгибу или поломке контактных штырьков или выходу ППЗУ из строя
18. При установке нового ППЗУ проследите за тем, чтобы выемка на нем была совмещена с маленькой выемкой на держателе.
Внимание. Если ППЗУ установлено наоборот, то при включении зажигания оно выйдет из строя.
19. Используя специальное устройство, установите новый держатель ППЗУ в панельку для ППЗУ в ЕСМ. Выемка на держателе должна быть совмещена с выемкой в панельке. Нажимайте на держатель ППЗУ до его плотной посадки.
Внимание! Не нажимайте на микросхему ППЗУ - только на держатель.
20. Установите защитную крышку на ЕСМ и затяните два винта.
21. Установите блок ЕСМ на кронштейн, подсоедините к нему электрические разъемы и установите под приборной панелью.
22. Запустите двигатель.
23. Установите режим диагностики путем соединения клеммы диагностики ALDL с "массой" (см. раздел 2). Если не отображаются коды неисправностей, ППЗУ установлено правильно.
24. Если отображается код неисправности 51 или загорается и постоянно горит лампочка "SERVICE ENGINE SOON", то это может быть связано с неполной посадкой ППЗУ, установкой ППЗУ в обратном положении, изгибанием контактных штырьков, неисправностью ППЗУ.
25. Если неисправность возникла из-за неполной посадки ППЗУ, ее можно устранить, надавив с усилием на оба конца держателя.
26. Если погнуты контакты микросхемы, снимите ППЗУ, выпрямите контакты и снова установите ППЗУ. Если при выпрямлении вы сломали контакт, ППЗУ необходимо заменить новым.
27. Если тщательная проверка показала, что ППЗУ плотно посажено, установлено правильно и контакты не погнуты, а лампа "SERVICE ENGINE SOON" продолжает гореть, ППЗУ скорее всего неисправно и должно быть заменено.
МЕМ-CAL (двигатель 3,8 л)
Примечание. С точки зрения снятия блока РСМ с автомобиля, процедуры замены блока MEM-CAL аналогичны соответствующим процедурам для ППЗУ. Однако операции снятия и установки MEM-CAL, а также функциональная проверка правильности его установки несколько отличаются от операций для ППЗУ и CALPAK.
28. Снимите защитную крышку MEM-CAL.
29. Двумя пальцами разведите в сторону оба зажима от MEM-CAL (см. иллюстрацию). Одновременно возьмите MEM-CAL за оба конца и извлеките его из гнезда. Не снимайте крышку блока MEM-CAL.
3.29. Разведите в сторону оба зажима (показаны стрелками) от блока MEM-CAL и одновременно возьмите блок за оба конца и извлеките его из гнезда
Внимание! При использовании других методов снятия и установки можно повредить блок MEM-CAL или его гнездо.
30. Убедитесь, что совпадают номера на старом и новом РСМ (или номера на старом и новом MEM-CAL, в зависимости от того, что вы заменяете), как это описано для снятия и установки ППЗУ (см. иллюстрацию 3.8а).
31. Для установки блок MEM-CAL в гнездо нажмите на его концы.
32. Выемки на MEM-CAL должны быть совмещены с выемками 8 разъеме MEM-CAL. Нажимайте на концы MEM-CAL до тех пор, пока оба зажима не защелкнут кромки MEM-CAL. Не нажимайте на середину блока - только на его края (см. иллюстрацию).
3.32. Для установки блока MEM-CAL нажимайте только на концы (показаны стрелками). Убедитесь, что выемки на MEM-CAL согласованы с выемками в гнезде
33. Остальные операции установки совпадают с аналогичными операциями для ППЗУ.
34. После того, как новый блок МЕМ-CAL установлен в старый РСМ (или старый МЕМ-CAL установлен в новый РСМ), проверьте правильность установки путем выполнения следующим образом:
- а) Включите зажигание.
- б) Установите режим диагностики на ALDL (см. раздел 2).
- в) Подождите, пока код 12 отобразится 4 раза, чтобы убедиться в том, что отсутствуют другие коды. Это указывает на то, что МЕМ-CAL установлен правильно и РСМ работает нормально.
35. Если отображаются коды 41, 42, 43, 51 или загорается и постоянно горит лампа "SERVICE ENGINE SOON", то это может быть связано с неполной посадкой или неисправностью блока МЕМ-CAL Если блок МЕМ-CAL неплотно посажен, нажмите с усилием на его края. Если необходимо снять блок МЕМ-CAL, следуйте приведенным выше указаниям.