2. Установите двигатель так, чтобы его нижняя часть была направлена вверх.
3. Отверните болты крепления крышек коренных подшипников и снимите крышки. Разложите их в соответствующем порядке, чтобы гарантировать правильную установку.
4. Достаньте старые вкладыши подшипников из блока и крышек коренных подшипников, если они все еще находятся там. Протрите поверхности подшипников блока и крышек чистой тканью без ворса. Они должны содержаться в идеальной чистоте.
Проверка зазора коренных подшипников
Примечание. Не касайтесь поверхностей новых вкладышей подшипников пальцами. Масло и кислота на вашей коже могут разъедать подшипники.
5. Протрите обратные стороны новых вкладышей коренных подшипников и установите один из них в седло коренного подшипника в блоке. Если на одном из вкладышей из комплекта имеется большая канавка, этот вкладыш должен быть установлен в блоке. Установите другой подшипник из каждого комплекта в соответствующую крышку коренного подшипника. Убедитесь, что выступы на вкладышах подшипников садятся в углубления в блоке или крышке.
Внимание! Масляные отверстия в блоке должны совмещаться с масляными отверстиями во вкладышах подшипников. Не забивайте подшипники молотком, не царапайте и не задирайте их поверхности. Смазка при этом не используется.
6. Осевой упорный подшипник должен быть установлен в крышку и седло N3 для двигателя с рабочим объемом 3,1 л и в крышку и седло N2 для двигателя с рабочим объемом 3,8 л (считая от переднего края двигателя).
7. Протрите поверхности подшипников в блоке и шейки под коренные подшипники коленчатого вала чистой тканью без ворса.
8. Проверьте и прочистите все масляные отверстия в коленчатом вале, так как вся грязь оттуда будет непременно попадать на новые подшипники.
9. Убедившись в чистоте коленчатого вала, аккуратно установите его в коренные подшипники.
10. Перед окончательной установкой коленчатого вала проверьте зазор коренных подшипников.
11. Отрежьте несколько кусочков калибровочной пластмассовой проволоки Plastigage требуемого размера (кусочки должны быть немного короче ширины коренных подшипников) и поместите по одному кусочку на каждой коренной шейке коленчатого вала, параллельно оси шейки (см. иллюстрацию).
23.11. Положите кусочки калибровочной проволоки на шейки под коренные подшипники параллельно центральной оси коленчатого вала
12. Протрите поверхности подшипников в крышках и установите крышки на свои исходные места (не перепутайте их!), причем стрелки должны быть направлены к передней части двигателя. Не сместите при этом калибровочную проволоку.
13. Начиная с центрального коренного подшипника и двигаясь к краям, затяните болты на крышках коренных подшипников в три этапа моментом, приведенным в технических характеристиках данной главы. Не поворачивайте коленчатый вал во время этой операции.
14. Отверните болты и аккуратно снимите крышки коренных подшипников. Не перепутайте крышки. Не смещайте калибровочную проволоку и не проворачивайте коленчатый вал. Если какие-либо из крышек снимаются с трудом, слегка обстучите их по бокам молотком с мягким бойком.
15. Сравните толщину расплющенной калибровочной проволоки на каждой шейке со шкалой, напечатанной на ее упаковке, для определения величины масляного зазора подшипника (см. иллюстрацию). Сравните полученный результат со значением из "Технических данных".
23.15. Измерьте толщину расплющенной калибровочной проволоки для определения зазора подшипников шатунов (не перепутайте шкалу - имеется как дюймовая, так и метрическая)
16. Отклонение зазора от требуемого значения может указывать на несоответствие размеров вкладышей подшипников и на необходимость их замены. Прежде чем заменять вкладыши, убедитесь, что во время измерения зазоров между вкладышами и крышками или блоком не попала грязь. Если один конец калибровочной проволоки шире другого, имеет место конусность шейки.
17. Аккуратно очистите все следы материала калибровочной проволоки с шеек вала и/или поверхностей подшипников. При этом не поцарапайте поверхности подшипников.
Установка коленчатого вала
18. Аккуратно поднимая, достаньте коленчатый вал из двигателя.
19. Протрите поверхности подшипников в блоке, затем нанесите тонкий однородный слой сборочного моторного масла или смазки на молибденовой основе на поверхность каждого подшипника. Обязательно нанесите смазку на упорные поверхности и поверхность шейки упорного подшипника. Установите задний сальник (см. раздел 25).
20. Убедившись в том, что шейки коленчатого вала чистые, положите коленчатый вал на место в блоке.
21. Очистите поверхности подшипников в крышках, затем нанесите на них смазку.
22. Установите крышки в их первоначальное положение так, чтобы стрелки указывали на переднюю сторону двигателя.
23. Вставьте болты.
24. Затяните все болты (за исключением болтов крышки упорного подшипника) моментом, указанным в технических данных в начале главы (выполняйте работу, двигаясь от центра наружу и приближаясь к окончательному моменту затяжки в три этапа).
25. Затяните болты крышки упорного подшипника моментом 10-12 футо-фунтов.
26. Постучите свинцовым или латунным молотком по торцам коленчатого вала вперед и назад, чтобы выровнять (расположить в одной плоскости) упорные поверхности подшипника и коленчатого вала.
27. Снова затяните все болты крышек коренных подшипников моментом, указанным в технических условиях данной главы, начиная с центрального и двигаясь наружу.
28. Проверните коленчатый вал несколько раз вручную, чтобы проверить, нет ли заметного заедания.
29. Завершающая операция заключается в проверке осевого люфта коленчатого вала с помощью щупа или индикатора в соответствии с процедурой, описанной в разделе 14. Осевой люфт будет иметь правильную величину, если упорные поверхности коленчатого вала не износились и были установлены новые подшипники.