2. Снимите крышку с торца шатуна 1-го цилиндра (проверьте метки, нанесенные при снятии). Извлеките оригинальные вкладыши подшипников и вытрите поверхности шатунов под подшипники и крышку чистой неворсистой тканью. Необходимо поддерживать их в безупречной чистоте.
Установка поршня и проверка масляного зазора вкладышей нижней головки шатуна
Примечание. Не касайтесь пальцами поверхностей новых вкладышей подшипников. Масло и кислота с вашей кожи загрязнят поверхности подшипников.
3. Очистите заднюю сторону нового верхнего вкладыша подшипника, затем положите ее на место в шатуне. Проследите за тем, чтобы язычок на вкладыше зашел в выемку на шатуне. Не забивайте вкладыш подшипника на место молотком, будьте очень осторожны, чтобы не поцарапать поверхность подшипника. На этом этапе не смазывайте подшипник.
4. Очистите заднюю сторону другого подшипника и вставьте ее в крышку шатуна. Снова проследите за тем, чтобы язычок на вкладыше вошел в выемку на крышке, не наносите никакой смазки. При сборке важно соблюдать идеальную чистоту и отсутствие масел на сопрягаемых поверхностях подшипника и шатуна.
5. Расположите замки поршневых колец вокруг поршня крест-накрест (см. иллюстрацию).
26.5. Расположение замков колец: А - маслосъемного кольца, В - среднего компрессионного кольца, С - выемки в поршне, D - расширителя, Е - верхнего компрессионного кольца
6. Наденьте отрезок пластмассового или резинового шланга на каждый болт крышки шатуна.
7. Смажьте поршень и кольца чистым моторным маслом и установите на поршне оправку для сжатия поршневых колец. Оставьте юбку выступать приблизительно на 1/4 дюйма, чтобы направлять поршень в цилиндре. Кольца необходимо сжимать до тех пор, пока они не окажутся заподлицо с поршнем.
8. Поворачивайте коленчатый вал до тех пор, пока шейка шатуна 1-го цилиндра не окажется в НМТ, и нанесите на стенки цилиндра слой чистого моторного масла.
9. Расположив метку или выемку на верхней части поршня (см. иллюстрацию) так, чтобы она была направлена к передней части двигателя, осторожно вставьте поршень в 1-й цилиндр и установите нижний край оправки на блок двигателя.
26.9. При установке поршней выемка или стрелка на каждом поршне должна быть направлена к переднему торцу двигателя (к цепи газораспределительного механизма)
10. Постучите по верхнему краю оправки с тем, чтобы обеспечить его контакт с блоком по всему периметру окружности.
11. Направляя головку шатуна на шейку коленчатого вала, осторожно постучите по верху поршня торцом деревянной или пластмассовой рукоятки молотка (см. иллюстрацию). Поршневые кольца могут пытаться соскочить вверх с оправки непосредственно перед тем, как войти в цилиндр, поэтому слегка нажимайте на оправку вниз. Действуйте медленно, и если при входе поршня в цилиндр будет чувствоваться сопротивление, немедленно остановитесь. Выясните причину заедания перед тем, как продолжить работу. Ни при каких обстоятельствах не вводите поршень в цилиндр силой - можно сломать кольцо и/или поршень.
26.11. Осторожно введите поршень в цилиндр торцом деревянной или пластмассовой рукоятки молотка
12. Когда поршень и шатун будут установлены, можно проверить зазор вкладышей нижней головки шатуна перед тем, как установить на постоянное место крышку и затянуть болты нижней головки шатуна.
13. Вырежьте отрезок проволоки Plastigage необходимого размера (чуть короче, чем ширина подшипника нижней головки шатуна) и расположите его на шейке шатуна 1-го цилиндра, параллельно оси шейки (см. иллюстрацию).
26.13. Расположите отрезки проволоки Plastigage на каждой шейке под подшипник шатуна параллельно оси коленчатого вала
14. Очистите поверхность крышки подшипника нижней головки шатуна, снимите защитные отрезки шланга с болтов крышки и установите крышку нижней головки шатуна. Проследите за тем, чтобы метка на крышке располагалась на той же стороне, что и метка на шатуне.
15. Наживите гайки и затяните их моментом, указанным в технических условиях данной главы. Процедуру затяжки проводите в три этапа.
Примечание. Чтобы не получить неправильных значений момента затяжки из-за заклинивания торцевой головки между крышкой шатуна и гайкой, используйте головку с тонкими стенками. Если имеется тенденция к заклиниванию головки между крышкой и гайкой, сделайте так, чтобы головка не контактировала с крышкой (слегка приподнимите ее). При проведении этой операции следите за тем, чтобы не проворачивался коленчатый вал.
16. Отверните гайки и отделите крышку нижней головки шатуна - действуйте осторожно, чтобы не касаться проволоки Plastigage.
17. Сравните ширину сплющенной проволоки Plastigage со шкалой, отпечатанной на упаковке от проволоки, и определите зазор (см. иллюстрацию). Сравните его с техническими условиями данной главы с тем, чтобы проверить правильность его величины.
26.17. Измерение ширины с использованием проволоки Plastigage для определения масляного зазора вкладышей нижней головки шатуна (следите за тем, чтобы использовать нужную шкалу - имеется как дюймовая, так и метрическая)
18. Если зазор не соответствует требованиям технических данных, это может означать, что неверно выбран размер вкладышей подшипника (а это значит, что потребуются другие вкладыши). Перед тем, как решить, какого именно размера требуются вкладыши, убедитесь в том, что при измерении зазора между вкладышами подшипников и шатуном или крышкой головки не попала грязь или масло. Кроме того, еще раз проверьте диаметр шейки. Если на одном конце проволока Plastigage шире, чем на другом, то у шейки имеется конусность (см. раздел 19).
Установка шатуна
19. Удалите все остатки проволоки Plastigage с шейки шатуна и/или поверхности подшипника. Будьте осторожны и не поцарапайте подшипник.
20. Проследите за тем, чтобы поверхности подшипника были идеально чистыми, затем нанесите на каждую из них однородный слой чистой смазки на основе молибдена или слой специального масла для сборки двигателей. Втолкните поршень в цилиндр с открытым подшипником на шатуне (не забудьте сначала надеть на болты крышки нижней головки шатуна защитные шланги).
21. Вставьте шатун на его место на шейке, затем снимите защитные шланги с болтов нижней головки шатуна, установите крышку шатуна и затяните гайки моментом, указанным в технических условиях данной главы. Проводите затяжку в три этапа.
22. Повторите всю процедуру с остальными поршнями и шатунами.
23. Очень важно помнить о следующем:
- а) При сборке содержите обратные стороны вкладышей подшипников и внутренние стороны шатунов в идеальной чистоте.
- б) Следите за тем, чтобы выбрать для каждого цилиндра соответствующий поршень и шатун.
- в) Стрелка или метка на поршне должна быть обращена к передней части двигателя (туда, где находится цепь газораспределительного механизма).
- г) Смажьте стенки цилиндров чистым моторным маслом.
- д) Смажьте поверхности подшипников при установке крышек нижних головок шатунов после проверки зазора.
24. После того, как поршни и шатуны будут соответствующим образом установлены, несколько раз вручную проверните коленчатый вал, чтобы убедиться, что нет заметного заклинивания.
25. В завершение необходимо проверить осевой зазор шатунов (см. раздел 13).
26. Чтобы убедиться в правильности величины осевого зазора, сравните полученные данные с техническими условиями данной главы. Если величина была правильной до того, как были переустановлены оригинальный коленчатый вал и шатуны, она должна остаться правильной. Если проводилась установка нового коленчатого вала или новых шатунов, величина торцевого зазора может оказаться другой. Если так и случилось, шатуны придется снять и отправить в авторемонтную мастерскую для изменения размера.