Примечание. Прежде чем снимать поршни в сборе с шатунами, снимите головки цилиндров, масляный поддон и масляный насос, следуя указаниям соответствующих разделов в части 2.1 главы 2.
1. С помощью пальца определите, образовался ли выступ на верхней границе хода кольца (примерно 1/4 дюйма ниже верхней границы каждого цилиндра). Если вследствие отложений нагара или износа цилиндров такие выступы имеются, они должны быть удалены с помощью специального инструмента (см. иллюстрацию). Следуйте заводской инструкции, прилагаемой к инструменту. Попытка снять поршни в сборе с шатунами, не удаляя выступы, может привести к повреждению поршней.
13.1. Для снятия выступа в верхней части каждого цилиндра требуется специальный инструмент для снятия выступов; проделайте это до снятия поршней
2. После удаления выступов на цилиндре переверните двигатель так, чтобы коленчатый вал оказался сверху.
3. До снятия шатунов измерьте осевой зазор с помощью щупов. Вставляйте различные щупы между первым шатуном и кривошипом коленчатого вала, пока не исчезнет люфт (см. иллюстрацию). Осевой зазор равен толщине последнего щупа. Если осевой зазор превышает допустимый предел, требуется замена шатунов. Если были установлены новые шатуны (или новый коленчатый вал), торцевой зазор может оказаться меньше указанного в данной главе допустимого минимума. В этом случае необходима обработка шатунов для восстановления зазора - при необходимости проконсультируйтесь в авторемонтной мастерской. Повторите эту процедуру для остальных шатунов.
13.3. Проверьте указанным образом осевой зазор шатуна с помощью щупов
4. Проверьте наличие меток на крышках шатунов. Если метки плохо видны, с помощью кернера (см. иллюстрацию) нанесите соответствующие номера идентификации на каждом шатуне и крышке (1, 2, 3 и т.д. в зависимости от цилиндра, к которому они относятся).
13.4. Пометьте крышки подшипников шатунов, начиная с передней части двигателя и двигаясь к задней части (одна метка - для передней крышки, две - для второй крышки и так далее)
5. Поочередно ослабьте все гайки на крышках шатунов на 1/2 оборота до тех пор, пока они не будут проворачиваться руками. Снимите крышку и вкладыш подшипника первого шатуна. Не выроните вкладыш подшипника из крышки.
6. Наденьте отрезки резиновых или пластмассовых шлангов на каждый болт крышки шатуна для защиты шейки коленчатого вала и стенок цилиндра при извлечении поршня (см. иллюстрацию).
13.6. Для предотвращения повреждения шеек коленчатого вала и стенок цилиндров до извлечения поршней наденьте отрезки резиновых или пластмассовых шлангов на болты шатунов
7. Снимите вкладыш подшипника и вытолкните поршень в сборе с шатуном наружу через отверстия в верхней части двигателя. Надавливайте деревянной или пластмассовой рукояткой молотка на верхнюю поверхность подшипника шатуна. Если при этом почувствуется сопротивление, необходимо еще раз проверить, удален ли полностью выступ на цилиндре.
8. Повторите эту процедуру для остальных цилиндров.
9. После завершения разборки установите крышки и вкладыши подшипников шатунов на их шатуны и наверните вручную гайки на крышки. До начала сборки можно оставить старые вкладыши подшипников на своих местах, поскольку это защитит поверхности подшипников шатунов от случайных царапин или повреждений.
10. Не отделяйте поршни от шатунов (см. дополнительную информацию в разделе 18).