Примечание. Поскольку в моторном отсеке автомобиля недостаточно места для снятия распределительного вала, для этой процедуры двигатель снимается с автомобиля и устанавливается на стенд.
Проверка высоты подъема контура кулачков
При установленной головке цилиндров См. иллюстрацию 12.3.
1. С целью проверки степени износа кулачков вала до снятия распределительного вала следует проверить подъем контура кулачков. Снимите крышки клапанов (для двигателя 3,1 л - см. раздел 5, часть 2.1; для двигателя 3,8 л - см. раздел 5, часть 2.2).
2. Установите поршень N1 в ВМТ на такте сжатия (двигатель 3,1 л: см. раздел 3, части 2.1; двигатель 3,8 л: см. раздел 3, часть 2.2).
3. Начиная с клапанов 1-го цилиндра, закрепите индикатор часового типа на двигателе и установите плунжер напротив верхней поверхности первого коромысла. Плунжер должен быть на одной линии со штангой толкателя (см. иллюстрацию).
12.3. Для проверки высоты подъема контура кулачка установите плунжер индикатора прямо над штангой толкателя (на одной линии)
4. Установите шкалу индикатора на ноль, затем медленно поворачивайте коленчатый вал в направлении вращения (по часовой стрелке), пока стрелка индикатора не остановится и не начнет двигаться в обратном направлении. Точка остановки соответствует максимальному подъему контура кулачка.
5. Запишите показание для дальнейшего использования и снова установите поршень в ВМТ на такте сжатия.
6. Переместите индикатор к другому коромыслу 1-го цилиндра и повторите проверку. Не забывайте записывать результаты для каждого клапана.
7. Повторите процедуру проверки для остальных клапанов. Поскольку каждый поршень должен быть установлен в ВМТ на такте сжатия, проводите измерения, переходя от цилиндра к цилиндру в соответствии с последовательностью подачи искры на цилиндры.
8. После завершения проверки сравните результаты с "Техническими данными" в начале главы. Если подъем кулачков меньше предписанного значения, то налицо износ кулачков, что означает необходимость замены распределительного вала.
При снятой головке цилиндров См. иллюстрацию 12.9.
9. Если головка цилиндров уже снята, можно использовать альтернативный способ обмера контура кулачков. Снимите распределительный вал в соответствии с описанием, приведенным ниже в данном разделе. Используя микрометр, измерьте максимальный размер контура кулачка (от основания до наивысшей точки). Затем измерьте базовый диаметр в направлении, перпендикулярном направлению предыдущего измерения (см. иллюстрацию). Проведите эти измерения для всех кулачков и запишите результаты.
12.9. Для проверки высоты подъема контура кулачка измерьте максимальный (А) и минимальный (В) диаметры - для получения величины подъема отнимите минимальный диаметр от максимального диаметра
10. Отнимите значение базового диаметра от высоты контура кулачка. Эта разность равна подъему контура кулачка. См. выше пункт 8.
Снятие
11. Снимите цепь привода и звездочки газораспределительного механизма, толкатели и штанги толкателей (двигатель 3,1 л: см. часть 2.1, разделы 5, 10, 13 и 14; двигатель 3,8 л: см. часть 2.2, разделы 5, 8, 13 и 16).
12. Отверните болты крепления упорного фланца распределительного вала к блоку цилиндров. Вверните длинные болты в отверстия для болтов на звездочке распределительного вала для использования их в качестве рукоятки при снятии распределительного вала с блока (см. иллюстрацию).
12.12. Вверните длинные болты в отверстия для болтов для использования их в качестве рукоятки при снятии и установке распределительного вала
Примечание. Для снятия и установки уравновешивающего вала (только на двигателе с рабочим объемом 3,1 л) требуется специальное оснащение. Если подшипники в плохом состоянии, уравновешивающий вал должен быть заменен в авторемонтной мастерской (см. пункт 19).
13. Аккуратно извлеките распределительный вал из блока так, чтобы кулачки при этом не повредили и не поцарапали подшипники (см. иллюстрацию).
12.13. Для проверки высоты подъема контура кулачка установите плунжер индикатора прямо над штангой толкателя (на одной линии)
Проверка
14. После снятия распределительного вала с двигателя его необходимо очистить с помощью растворителя и высушить. Затем проверьте, нет ли на шейках вала под подшипники следов неравномерного износа, коррозии и задиров. Если повреждены шейки, то, скорее всего, повреждены и вкладыши подшипников в блоке. В этом случае необходимо заменить и распределительный вал, и подшипники.
15. Измерьте шейки вала под подшипники с помощью микрометра (см. иллюстрацию) для выявления чрезмерного износа или овальности.
12.15. Измерьте диаметры шейки вала под подшипники для выявления чрезмерного износа или овальности
16. Проверьте, нет ли на распределительном валу признаков термического изменения цвета, царапин, коррозии и неравномерного износа. Если состояние кулачков удовлетворительное, а подъем кулачков лежит в допустимых пределах, распределительный вал пригоден для дальнейшего использования.
17. Проверьте подшипники в блоке на износ и повреждения. Проверьте, нет ли задиров, коррозии и обесцвечивания.
18. Внутренний диаметр каждого подшипника может быть определен с помощью нутромера и микрометра для измерения наружных диаметров или микрометра для измерения внутренних диаметров. Отняв диаметр шейки вала под подшипник от внутреннего диаметра соответствующего подшипника, вы получите зазор подшипника. Если зазор превышает допустимое значение, необходимо установить новые подшипники, независимо от состояния старых.
19. Для замены подшипников уравновешивающего и распределительного валов требуются специальные инструменты и навыки, что делает эту операцию невыполнимой в домашних условиях. Поэтому для качественного выполнения этой работы необходимо отправить блок в авторемонтную мастерскую.
20. Установка и регулировка шестерни уравновешивающего вала описаны в разделе 24.