Примечание. При повторной сборке двигателя всегда используйте новые поршневые кольца.
2. Используя приспособление для установки поршневых колец, аккуратно снимите кольца с поршней. Будьте внимательны и не поцарапайте при этом поршни.
3. Счистите все следы нагара с верхней части поршня. Большую часть нагара можно снять с помощью ручной щетки или куска мелкозернистой наждачной бумаги. Ни при каких обстоятельствах не используйте для снятия нагара проволочную щетку, насаженную на дрель. Материал поршня мягок и легко снимается щеткой.
4. С использованием инструмента для чистки канавок под поршневые кольца удалите отложения нагара из канавок. Если такого инструмента у вас нет, подойдет кусок старого кольца. Будьте внимательны - снимайте только отложения нагара, но не удаляйте металл с поверхности и не царапайте стенки канавок под кольца (см. иллюстрации).
18.4а. Канавки под поршневые кольца должны прочищаться специальным инструментом, как показано на иллюстрации... | 18.4б. ...или куском поломанного кольца |
5. После удаления отложений очистите поршни в сборе с шатунами и просушите их сжатым воздухом (если он имеется).
Внимание! Надевайте защитные очки. Убедитесь, что очищены отверстия для слива масла на обратных сторонах канавок под кольца.
6. Если поршни и стенки цилиндров не повреждены и чрезмерно не изношены и если не проводилась расточка цилиндров блока, то новые поршни не нужны. Нормальный износ поршня проявляется как равномерный вертикальный износ его упорных поверхностей и небольшой зазор верхнего кольца в его канавке. Однако при капитальном ремонте двигателя всегда необходимо использовать новые поршневые кольца.
7. Тщательно проверьте каждый поршень - нет ли трещин вокруг юбки, около утолщений под палец и в областях колец.
8. Проверьте, нет ли царапин и следов истирания на упорных поверхностях юбки, отверстий в головке поршня и областей выгорания на краю головки. Наличие на юбке царапин или следов истирания означает, что двигатель мог перегреваться и/или в нем неправильно протекает сгорание смеси, что приводит к ненормально высоким рабочим температурам. Необходимо тщательно проверить системы смазки и охлаждения. Наличие отверстия в днище поршня указывает на неправильное сгорание смеси (раннее зажигание). Области выгорания на краю головки поршня обычно являются следствием детонации. Если указанные проблемы действительно имеют место, их причины должны быть устранены, поскольку в противном случае неизбежны новые повреждения. Этими причинами могут быть: подсос воздуха, ненадлежащий состав топливно-воздушной смеси, использование топлива с низким октановым числом, неисправность системы зажигания и системы EGR (рециркуляции отработавших газов).
9. Коррозия поршня в форме маленьких "язвочек" указывает на утечку охлаждающей жидкости в камеру сгорания и/или картер двигателя. Эта неисправность должна быть немедленно устранена, поскольку аналогичные проблемы могут возникнуть и с восстановленным двигателем.
10. Измерьте боковой зазор поршневых колец, установив в каждую канавку новое кольцо и вводя за нее щуп в канавку (см. иллюстрацию). Проверьте зазор в трех или четырех местах по окружности канавки. Следите, чтобы в канавки устанавливались соответствующие кольца (они разные). Если боковой зазор превышает приведенное в данной главе значение, необходимо заменить поршни на новые.
18.10. Проверьте боковой зазор колец с помощью щупа в нескольких точках по окружности канавки
11. Проверьте зазор поршня в цилиндре путем измерения диаметров гильз цилиндров (см. раздел 16) и поршней. Убедитесь в соответствии поршней и цилиндров. Измеряйте поршень поперек юбки под углом 90° к поршневому пальцу (см. иллюстрацию). Для получения точного результата измерение должно проводиться в определенном месте, которое зависит от типа двигателя.
- а) Диаметр поршня для двигателей с рабочим объемом 3,8 л (с уравновешивающим валом) измеряется непосредственно по осевой линии поршневого пальца.
- б) Поршни для двигателей с рабочим объемом 3,1 литра обмеряются на расстоянии 5/8 дюйма (15 мм) от нижнего края юбки.
18.11. Измерьте диаметр поршня под углом 90° к поршневому пальцу, а также на одной линии с пальцем
12. Для получения величины зазора диаметр поршня вычитается из диаметра ствола цилиндра. Если зазор превышает предписанное значение, требуется расточка цилиндров блока и установка новых поршней и колец.
13. Проверьте зазор между поршнем и шатуном, закручивая поршень и шатун в противоположных направлениях. Любой заметный люфт указывает на чрезмерный износ, который должен быть откорректирован. Поршни в сборе с шатунами должны быть отданы в авторемонтную мастерскую, где будут восстановлены требуемые размеры и установлены новые пальцы.
14. Если по какой-либо причине поршни необходимо снять с шатунов, их необходимо отдать в авторемонтную мастерскую. В мастерской проверьте шатуны на изгибание и закручивание, поскольку там имеется специальное оборудование для этих целей.
Примечание. Если не требуется установка новых поршней и/или шатунов, не разбирайте поршни с шатунами.
15. Проверьте, нет ли на шатунах царапин или других повреждений. Временно снимите крышки шатунов, достаньте старые вкладыши подшипников, начисто протрите соприкасающиеся с подшипниками поверхности шатунов и крышек и проверьте, нет ли там царапин, задиров и следов истирания. После проверки шатунов замените старые вкладыши, установите крышки на свои места и затяните гайки вручную.
Примечание. Если капитальный ремонт двигателя проводится из-за стука шатунов, обязательно установите новые шатуны.