Примечание. Сломанные пружины клапанов и поврежденные манжеты стержней клапанов можно заменить, не снимая головку цилиндров. Обычно для выполнения этой операции требуются два специальных приспособления и источник сжатого воздуха, поэтому внимательно изучите этот раздел и перед началом работ одолжите или приобретите нужное оборудование. Если источника сжатого воздуха у вас нет, то для предотвращения падения клапанов в цилиндр в процессе работы используйте отрезок нейлонового шнура.
1. Снимите крышку клапанов с соответствующей головки цилиндров. Если будут заменяться все манжеты клапанов, снимите обе крышки клапанов (см. раздел 4).
2. Выверните из цилиндра свечу зажигания. При необходимости замены манжет на всех стержнях клапанов выверните свечи из всех цилиндров.
3. Проворачивая коленчатый вал, установите поршень в положение ВМТ на такте сжатия (см. раздел 3). Если вы заменяете манжеты на всех стержнях клапанов, начните с 1-го цилиндра и продолжайте поочередно заменять на остальных. Переходите от одного цилиндра к другому, соблюдая последовательность их работы (см. технические данные).
4. Вверните в отверстие для свечи зажигания переходник (см. иллюстрацию) и подсоедините к нему шланг от баллона со сжатым воздухом.
6.4. Так выглядит переходник к воздушному шлангу, который вворачивается в отверстие для свечи зажигания
Примечание. Большинство компрессометров снабжены навинчивающимся переходником, который подходит к быстросъемному наконечнику воздушного шланга.
5. Отверните болт, снимите опору и коромысло клапана и извлеките штангу толкателя (см. раздел 5). Если необходимо заменить манжеты на всех стержнях клапанов, то одновременно подлежат замене также все клапанные коромысла и штанги толкателей клапанов.
6. Направьте в цилиндр струю сжатого воздуха. Клапаны должны удерживаться на месте давлением воздуха. Если поверхности клапанов или их седла находятся в плохом состоянии, клапаны могут не удерживаться на месте из-за утечки воздуха. В этом случае см. процедуру, описанную ниже.
7. При отсутствии источника сжатого воздуха можно использовать другой метод. Установите поршень в точке, не доходящей до ВМТ в такте сжатия примерно на 45°, затем заталкивайте в отверстие для свечи зажигания конец длинного нейлонового шнура, пока он не заполнит камеру сгорания. Второй конец шнура должен оставаться снаружи двигателя, иначе его будет трудно достать. С помощью торцевого гаечного ключа проворачивайте коленчатый вал в направлении вращения до тех пор, пока не почувствуете слабого сопротивления проворачиванию.
8. Набив ветошь в отверстия головки цилиндров выше и ниже клапанов во избежание выпадания деталей, сожмите с помощью специального приспособления пружину клапана. Воспользовавшись плоскогубцами или магнитом, извлеките сухари пружины (см. иллюстрацию).
6.8. После сжатия пружины клапана удалите сухари с помощью магнита (как показано) или плоскогубцами
Примечание. Существуют две разновидности приспособлений для сжатия клапанных пружин при неснятой головке цилиндров. Одно из них работает по принципу захвата нижних колец пружины и надавливания на тарелку пружины при проворачивании рукоятки. Второе приспособление - рычажного типа; здесь в качестве упора используется болт клапанного коромысла (см. иллюстрацию). Оба приспособления достаточно эффективны.
9. Сняв сухари пружины и клапанную пружину, удалите манжету (см. иллюстрацию).
6.9. Детали клапана: 1 - сухари штанг клапана, 2 - тарелка пружины клапана, 3 - пружина клапана, 4 - манжета напра вляющей клапана, 5 - головка цилиндров, 6 - клапан
Примечание. Если напора воздушной струи недостаточно для удержания клапанов в закрытом положении при выполнении этой операции, это может означать, что рабочая поверхность или седло клапана повреждены. В этом случае следует снять головку цилиндров для проведения дополнительных ремонтных работ.
10. Оберните резиновой лентой верхнюю часть стержня клапана для того, чтобы клапан не упал в камеру сгорания, затем сбросьте давление воздуха.
Примечание. Если использовался не сжатый воздух, а нейлоновый шнур, слегка проверните коленчатый вал в направлении, противоположном нормальному вращению.
11. Проверьте стержень клапана на наличие повреждений. Проворачивая клапан в направляющей, проверьте его на эксцентричность. Наличие эксцентричности может означать, что стержень клапана согнут.
12. Подвигав клапан в направляющей вверх-вниз, проверьте, не заедает ли он. Наличие заедания означает, что либо изогнут стержень клапана, либо повреждена его направляющая. В обоих случаях придется снимать головку цилиндров для проведения дополнительных ремонтных работ.
13. Снова подайте в цилиндр струю сжатого воздуха, чтобы удержать клапан в закрытом состоянии, и смотайте со стержня клапана резиновую ленту. Если использовалась не струя воздуха, а нейлоновый шнур, проверните коленчатый вал в рабочем направлении вращения до появления незначительного сопротивления вращению.
14. Нанесите на стержень клапана слой моторного масла и установите новую манжету направляющей втулки.
15. Поверх клапана установите пружину.
16. Установите тарелку пружины и сожмите клапанную пружину.
17. Разместите сухари в верхней канавке. Чтобы они не выпали при сборке, заложите в них небольшое количество смазки (см. иллюстрацию). Ослабьте давление приспособления на пружину, убедитесь, что сухари пружины встали на место.
6.17. Перед установкой нанесите на каждый сухарь каплю смазки, как показано здесь; это удержит их на месте при установке пружины
18. Отсоедините воздушный шланг и выверните переходник из отверстия для свечи зажигания. Если при выполнении этих работ вместо сжатого воздуха использовался нейлоновый шнур, извлеките его из цилиндра.
19. Установите клапанное коромысло и штангу толкателя клапана.
20. Заверните свечи и подсоедините к ним провода зажигания.
21. Установите крышку клапанов в соответствии с разделом 4.
22. Запустите двигатель и дайте ему некоторое время поработать, после чего проверьте отсутствие утечки масла или необычных шумов, исходящих из области крышки клапанов.