Примечание. Сломанные пружины клапанов и поврежденные манжеты стержней клапанов можно заменить, не снимая головки цилиндров. Обычно для выполнения этой операции требуются два специальных приспособления и источник сжатого воздуха, поэтому внимательно изучите этот раздел и перед началом работ одолжите или приобретите нужное оборудование. Если источника сжатого воздуха нет, для предотвращения падения клапанов в цилиндр в процессе работы используйте отрезок нейлонового шнура.
1. Снимите крышку клапанов с соответствующей головки цилиндров (см. раздел 4).
2. Выверните из цилиндра с поврежденными деталями свечу зажигания. При необходимости замены манжет на всех стержнях клапанов выверните свечи из всех цилиндров.
3. Проворачивая коленчатый вал, установите поршень в цилиндре с поврежденными деталями в положение ВМТ на такте сжатия (см. раздел 3). Если вы заменяете манжеты на всех стержнях клапанов, начните с 1-го цилиндра и продолжайте поочередно заменять их на остальных. Переходите от одного цилиндра к другому, соблюдая последовательность их работы (см. технические данные, приведенные в данной главе).
4. Заверните в отверстие для свечи зажигания переходник (см. иллюстрацию) и подсоедините к нему шланг от баллона со сжатым воздухом. Примечание. Большинство компрессометров снабжены навинчивающимся переходником, который подходит к быстросъемному наконечнику воздушного шланга.
7.4. Так выглядит переходник к воздушному шлангу, который вворачивается в отверстие для свечи зажигания
5. Отвернув гайку, снимите стойки и коромысло клапана и извлеките штангу. Если необходимо заменить манжеты на всех стержнях клапанов, то одновременно подлежат замене все клапанные коромысла и штанги (см. раздел 6).
6. Направьте в цилиндр струю сжатого воздуха.
Внимание! Под напором воздушной струи цилиндр может сместиться вниз, в результате чего произойдет внезапное проворачивание коленчатого вала. Если использовавшийся для установки цилиндра в положение ВМТ гаечный ключ не был снят с торца коленчатого вала, то при проворачивании вала он может нанести травму.
7. Клапаны должны удерживаться на своих местах давлением воздуха. Если техническое состояние рабочих поверхностей или седел клапанов неудовлетворительное, то из-за утечки воздуха напор струи будет недостаточен для удержания клапанов. В этом случае необходимо использовать иной способ.
8. При отсутствии источника сжатого воздуха установите поршень в точке, не доходящей до положения ВМТ в такте сжатия примерно на 45°, затем заталкивайте в отверстие для свечи зажигания конец длинного нейлонового шнура, пока он не заполнит камеру сгорания. Второй конец шнура должен оставаться снаружи двигателя, иначе его будет трудно достать. С помощью гаечного ключа с трещоткой проворачивайте коленчатый вал в направлении вращения до тех пор, пока не почувствуете слабого сопротивления проворачиванию.
9. Набив ветошь в отверстия головки цилиндров выше и ниже клапанов во избежание выпадания деталей из двигателя, сожмите с помощью специального приспособления пружину клапана. Извлеките сухари.
Примечание. Существуют две разновидности приспособлений для сжатия клапанных пружин при неснятой головке цилиндров. Одно из них работает по принципу захвата нижних витков пружины и надавливания на тарелку пружины при проворачивании рукоятки. Второе приспособление - рычажного типа; здесь в качестве упора используются шпилька и гайка клапанного коромысла (см. иллюстрацию). Оба приспособления достаточно эффективны, однако стоимость второго, как правило, несколько ниже.
7.9. Чтобы заменить манжету клапанов или клапанные пружины, не снимая головку цилиндров, вам нужно с помощью специального приспособления отжать пружину и извлечь ее сухари
10. Сняв тарелку пружины, чехол и клапанную пружину, удалите манжету (см. иллюстрацию).
Примечание. Если напора воздушной струи недостаточно для удержания клапанов в закрытом положении при выполнении этой операции, это может означать, что рабочая поверхность или седло клапана повреждены. В этом случае следует снять головку цилиндров для проведения дополнительных ремонтных работ.
7.10. Клапанная пружина со смежными деталями: 1 - сухари, 2 - тарелка пружины, 3 - уплотнительное кольцо, 4 - чехол, 5 - клапанная пружина
11. Оберните резиновой лентой верхнюю часть стержня клапана для того, чтобы клапан не упал в камеру сгорания, затем уменьшите давление воздуха.
Примечание. Если использовалась не струя воздуха, а нейлоновый шнур, слегка проверните коленчатый вал в направлении, противоположном нормальному вращению.
12. Проверьте стержень клапана на наличие повреждений. Проворачивая клапан в направляющей втулке, проверьте его хвостовик на эксцентричность. Наличие эксцентричности может означать, что стержень клапана согнут.
13. Подвигав клапан в направляющей втулке вверх-вниз, проверьте, не заедает ли он. Наличие заедания означает, что либо изогнут стержень клапана, либо повреждена его направляющая втулка. В обоих случаях придется снимать головку цилиндров для проведения дополнительных ремонтных работ.
14. Вновь подайте в цилиндр струю сжатого воздуха, чтобы удержать клапан в закрытом состоянии, и смотайте со стержня клапана резиновую ленту. Если использовалась не струя воздуха, а нейлоновый шнур, проверните коленчатый вал в направлении нормального вращения до появления незначительного сопротивления вращению.
15. Нанесите на стержень клапана слой моторного масла и установите новую манжету.
16. Поверх клапана установите пружину с чехлом.
17. Установите тарелку пружины. Сжав клапанную пружину, осторожно вставьте сухари. Чтобы сухари не выпали при сборке, заложите в них небольшое количество смазки (см. иллюстрацию).
7.17. Сухари не всегда самопроизвольно удерживаются на месте, поэтому перед сборкой заложите в каждый из них по капле смазки, как показано на фото: благодаря ей они будут удерживаться на стержне клапана до установки пружины
18. Ослабив давление приспособления на пружину, убедитесь, что сухари встали на место.
19. Отсоедините воздушный шланг и выверните переходник из отверстия для свечи зажигания. Если при выполнении этих работ вместо сжатого воздуха использовался нейлоновый шнур, извлеките его из цилиндра.
20. Установите клапанное коромысло и штангу (см. раздел 6).
21. Вверните свечи и подсоедините к ним провода зажигания.
22. Установите крышки клапанного механизма (см. раздел 4).
23. Запустите двигатель и дайте ему некоторое время поработать, после чего проверьте клапанный механизм на наличие утечки масла или необычных шумов, исходящих из области крышки головки.