Примечание. Рассматриваемая ниже процедура основывается на предположении о том, что распределитель зажигания установлен правильно. Если же вы хотите найти положение ВМТ для того, чтобы правильно установить распределитель, вам нужно определить положение поршня по ощущению сжатия на отверстии для свечи зажигания 1-го цилиндра, а затем совместить метки установки зажигания, руководствуясь описанием процедуры в пункте 8.
1. Верхняя мертвая точка (ВМТ) - это наивысшая точка в цилиндре, которой достигает поршень, приводимый в возвратно-поступательное движение коленчатым валом. Все поршни достигают ВМТ в процессе такта сжатия, а затем еще раз на такте выпуска, однако в общем случае принято связывать понятие верхней мертвой точки с тактом сжатия.
2. Установка поршня (поршней) в положение ВМТ является существенной частью множества процедур, таких, например, как замена клапанного коромысла, распределительного вала, цепи привода и звездочки газораспределительного механизма, распределителя зажигания и т.д.
3. Перед началом этой процедуры установите рычаг переключения передач в нейтральное положение и затяните стояночный тормоз или зафиксируйте задние колеса автомобиля. Кроме того, заблокируйте систему зажигания, отсоединив от распределителя первичные (низковольтные) контакты. Выверните свечи зажигания (см. главу 1, раздел 32).
4. Чтобы установить поршень в положение ВМТ, необходимо провернуть коленчатый вал. Для этого существуют насколько способов, которые будут рассмотрены ниже. Обычно коленчатый вал проворачивают по часовой стрелке (если смотреть на него со стороны передней стенки двигателя).
- а) Наиболее предпочтительным является способ, состоящий в том, что коленчатый вал вращают торцевым ключом с храповиком (трещоткой) за болт, временно ввернутый в передний торец коленчатого вала.
- б) Можно также воспользоваться стартером: этот способ дает некоторый выигрыш во времени. Когда поршень приблизится к положению ВМТ, продолжайте проворачивать коленчатый вал торцевым ключом (см. предыдущий пункт).
5. Заметьте положение вывода провода поршня N1 на крышке распределителя зажигания. Если вывод не помечен, найдите его, проследив место ввода провода от свечи зажигания поршня N1 в крышку распределителя.
6. Фломастером или мелом обозначьте на корпусе распределителя положение вывода.
7. Снимите с распределителя крышку и отложите ее в сторону (в случае необходимости см. раздел 33 главы 1).
8. Проворачивайте коленчатый вал (см. выше п.З) до тех пор, пока метка на шкиве коленчатого вала не совместится с делением "О" на указателе.
9. Посмотрите на ротор распределителя зажигания: он должен указывать на метку, которую вы сделали на корпусе распределителя.
10. Если ротор указывает в противоположном направлении (развернут на 180°), это означает, что поршень N1 находится в ВМТ на такте выпуска. Чтобы установить поршень в положение ВМТ на такте сжатия, проверните коленчатый вал по часовой стрелке на один полный оборот (360°). Теперь ротор должен указывать на метку на корпусе распределителя зажигания. Итак, поршень N1 будет находиться в ВМТ на такте сжатия, когда ротор распределителя указывает на вывод провода поршня N1 в крышке распределителя и метки установки совмещены.
11. После того, как поршень N1 установлен в положение ВМТ на такте сжатия, можно найти положение ВМТ для всех остальных поршней, проворачивая коленчатый вал на 120° в направлении нормального вращения и следуя порядку зажигания. Пометьте положения остальных выводов цепи зажигания на корпусе распределителя, как это делалось для 1-го цилиндра, и надпишите рядом с метками номера соответствующих цилиндров. При проворачивании коленчатого вала ротор распределителя зажигания также вращается. Когда он укажет на одну из меток на корпусе распределителя, поршень в соответствующем цилиндре будет находиться в положении ВМТ на такте сжатия.