Внимание! Прежде чем ослаблять болты крепления головки цилиндров, дайте двигателю полностью остыть.
Примечание. На автомобилях с большим пробегом в ходе ремонтных работ перед снятием головки цилиндров следует проверить высоту кулачков на распределительном валу (подробные инструкции приведены в главе 2, часть В, раздел 12).
Снятие
1. Отсоедините провод от отрицательного вывода аккумуляторной батареи.
2. Снимите воздушный фильтр (см. главу 4, раздел 8).
3. Снимите впускной коллектор (см. раздел 5).
4. Если необходимо снять головку передних цилиндров, отверните болт крепления трубки щупа (указателя уровня масла).
5. Отсоедините от головки цилиндров все вакуумные шланги. Для облегчения их установки пометьте каждый из них.
6. Отсоедините провода от свечей зажигания и выверните свечи (см. главу 1, раздел 32). Для облегчения подключения проводов зажигания пометьте каждый из них.
7. Отсоедините от подлежащей снятию головки цилиндров выпускной коллектор (см. раздел 8).
8. Снимите крышки клапанного механизма (см. раздел 4).
9. Снимите клапанные коромысла и штанги (см. раздел 6).
10. С помощью новой прокладки обведите на куске картона контуры сечений цилиндров с отверстиями под болты (см. иллюстрацию). Не забудьте для справки обозначить переднюю часть двигателя (со стороны приводного ремня). В местах расположения болтов пробейте отверстия. Поочередно ослабляйте болты крепления головки цилиндров на 1/4 оборота до тех пор, пока их можно будет отвернуть вручную; при этом переходите от одного болта к другому в последовательности, обратной порядку их затяжки (см. иллюстрацию). По мере снятия болтов вставляйте их в изготовленный из картона держатель: это обеспечит их установку в те же отверстия, откуда они были вывернуты; это требование является обязательным.
9.10а. Чтобы не перепутать болты головки цилиндров, используйте новую прокладку для переноса схемы расположения резьбовых отверстий под эти болты на картонный шаблон, после чего пробейте отверстия в шаблоне и вставьте в них соответствующие болты | 9.10б. Последовательность затяжки болтов головки цилиндров (отворачивание этих болтов производите в обратной последовательности) |
11. Отсоедините головку (головки) цилиндров от двигателя. Почувствовав сопротивление, не пытайтесь снять головку с помощью рычага, вставленного между головкой и блоком цилиндров (например, отвертки): это может привести к повреждению соприкасающихся поверхностей. Вновь проверьте, все ли болты отвернуты, после чего с помощью деревянного бруска и молотка обстучите головку цилиндров и снова попытайтесь ее снять. Соблюдайте осторожность, поскольку головки сидят на установочных штифтах. В качестве крайней меры попробуйте отсоединить головку с помощью рычага, установленного в ее заднем углу; при этом постарайтесь ничего не повредить. Сняв головку, положите ее на деревянные бруски, чтобы не повредить поверхности прокладки.
12. Процедуры разборки и проверки состояния головки цилиндров, а также обслуживания кулачкового механизма, представлены в главе 2, часть 2.3.
Установка
13. Перед началом процедуры установки следует тщательно очистить сопрягающиеся поверхности головки и блока цилиндров.
14. С помощью скребка удалите с сопрягающихся поверхностей остатки материала старой прокладки, затем промойте их очистителем для лака или ацетоном. Если при сборке на сопрягающихся поверхностях останутся следы смазки, прокладка может не обеспечить достаточного уплотнения, в результате чего будет происходить утечка масла. При работе с блоком цилиндров рекомендуется прикрывать углубления толкателей ветошью во избежание попадания загрязнений в двигатель. Попавшую в цилиндры грязь удалите тряпкой или пылесосом.
9.14. Сняв старую прокладку, осторожно уберите с помощью скребка остатки герметика и материала прокладки
15. Проверьте сопрягающиеся поверхности блока и головки цилиндров на наличие задиров, глубоких царапин и прочих видов повреждений. Если повреждение незначительное, удалите его надфилем; в случае сильных повреждений единственным способом их устранения является обработка поверхности на станке.
16. Используя метчик подходящего диаметра, прогоните резьбу в болтовых отверстиях головки цилиндров. С помощью соответствующей плашки полностью прогоните резьбу на каждом из болтов головки цилиндров (см. иллюстрацию). Наличие грязи, следов герметика и повреждений резьба будут влиять на значение момента затяжки.
9.16. С помощью подходящей плашки прочистите резьбу на крепежных болтах перед установкой головки цилиндров
17. Расположите новую прокладку поверх установочных штифтов в блоке цилиндров. На некоторых прокладках имеются надписи "ТОР" ("Верх") и "THIS SIDE UP" ("Верхняя сторона"), облегчающие правильную установку прокладки при сборке (см. иллюстрации).
9.17а. Расположите новую прокладку на уста побочных штифтах (показаны стрелками),... | 9.17б. ...следя за тем, чтобы она была обращена нужной стороной вверх |
18. Осторожно положите головку на блок цилиндров, стараясь не сдвинуть прокладку.
19. Нанесите на резьбу и нижние поверхности головок болтов слой герметика General Motors N 1052080, Permatex N2 или аналогичного. Не допустите ошибки при заворачивании болтов: для крепления головки цилиндров используются болты двух разных размеров (см. иллюстрацию). Правильно выполнить эту процедуру поможет использование картонного шаблона установки болтов.
9.19. Для крепления головки цилиндров используются болты двух разных размеров; перед заворачиванием болтов нанесите на их резьбу и нижние поверхности головок (показаны стрелками) слой герметика
20. Затяните болты, придерживаясь рекомендованной последовательности (см. иллюстрацию 9106), до достижения момента, указанного в приведенных в данной главе технических условиях. После этого в той же последовательности доверните каждый болт на указанный в технических условиях угол.
21. Остальные операции данной процедуры выполняются в обратной последовательности.
22. Замените масляный фильтр и залейте в двигатель свежее масло (см. главу 1, раздел 12).