Внимание! В системе зажигания имеется чрезвычайно высокое напряжение, поэтому при выполнении любых работ с деталями, относящимися к системе зажигания, следует соблюдать все меры предосторожности. Это касается не только распределителя зажигания, блока управления и высоковольтных проводов, но также и смежных с ними деталей, связанных с этой системой, таких, например, как контакты на свечах зажигания, тахометр и любое диагностическое оборудование.
Проверки общего характера
1. После установки ключа зажигания в положение "ON" ("ВКЛ") и подачи напряжения от аккумуляторной батареи на блок электронного управления ЕСМ/РСМ на необходимость обслуживания указывает контрольная лампа "SERVICE ENGINE SOON" ("Немедленно провести техобслуживание двигателя").
2. Проверьте все высоковольтные провода на плотность затяжки, а также на наличие порезов, коррозии и других признаков плохого контакта. Неправильное соединение или слабый контакт провода могут быть причиной несрабатывания зажигания. Проверьте также, нет ли нагара внутри наконечников свечей зажигания.
3. С помощью прибора для проверки свечей зажигания проверьте соответствие напряжения вторичной обмотки (25.000 В) напряжению на свече зажигания (см. иллюстрацию).
6.3. При использовании калиброванного тестера зажигания отсоедините провод высокого напряжения от свечи, подсоедините тестер к ближайшей точке "массы" (например, к болту крышки клапана) и включите стартер. Если величина высокого напряжения достаточна, между концом электрода и корпусом тестера будет проскакивать искра
4. С помощью омметра измерьте сопротивление проводов. Сопротивление каждого провода должно быть не более 30.000 Ом.
Система зажигания большой мощности (HEI)
5. На прилагаемой диагностической карте (см. иллюстрацию 6.5) приведены схемы последовательности проверки системы зажигания HEI. Показаны также назначения контактов в разъеме, служащем для проверки блока зажигания.
Открыть большую картинку в новом окне »
6.5. Схема последовательности проверки системы зажигания на автомобилях, оборудованных системой HEI
6. Проверка N1. Производится проверка двух высоковольтных проводов, чтобы установить, что в этих проводах нет обрывов.
Проверка N1A. Если после отсоединения четырехконтактного разъема распределителя зажигания искра возникает, это означает, что уровень выходного напряжения с индуктивного датчика слишком низкий для нормальной работы системы HEI.
7. Проверка N2. Наличие искры означает, что неисправна крышка распределителя или его ротор.
Примечание. Проскакивание нескольких искр подряд, за которым следует полное их отсутствие, необходимо расценивать так же, как и отсутствие искр.
8. Проверка N3 (см. иллюстрацию 6.5). Обычно на клеммах "С" и "+" должно быть напряжение, равное напряжению на аккумуляторной батарее. Напряжение ниже аккумуляторного показывает, что цепь от распределителя к катушке или к выключателю зажигания имеет очень высокое сопротивление или в ней есть обрыв. Если напряжение на клемме "С" низкое, а на клемме "+" составляет 10 вольт или выше, значит, оборван участок цепи от клеммы "С" до катушки зажигания или до первичной обмотки катушки зажигания.
9. Проверка N4 служит для обнаружения короткого замыкания в блоке или замыкания цепи на "массу" на участке от катушки зажигания до блока. Блок распределителя зажигания следует отключить; при этом напряжение в цепи при условии ее исправности должно быть около 12 В. Если блок включить, то напряжение упадет, но будет выше 1 В. Это может привести к повреждению катушки зажигания вследствие перегрева. При разомкнутой первичной обмотке катушки зажигания через блок от клеммы "ВАТ" на клемму тахометра будет попадать лишь незначительная часть напряжения.
10. При подаче напряжения 1,5-8 В на клемму "Р" блока последний должен включиться, а напряжение на клемме тахометра должно упасть примерно до 7-9 В.
11. Проверка N5 позволяет определить наличие неисправностей в блоке и катушке зажигания, а также выяснить, вырабатывает ли измерительный датчик соответствующий сигнал на включение блока. Эту проверку можно выполнять с помощью батареи напряжением 1,5-8 В. Использование контрольной лампы дает возможность проверить клемму "Р" более простыми средствами. Для запуска блока можно также использовать некоторые типы цифровых мультиметров, установив их на режим измерения небольших сопротивлений (положение проверки диодов). При этом на клеммах мультиметра будет напряжение, достаточное для запуска блока. Величину напряжения на клеммах при установке мультиметра в положение измерения сопротивления можно определить с помощью второго измерительного прибора или узнать из его технических характеристик, указанных предприятием-изготовителем в инструкции к мультиметру.
12. В ходе выполнения проверки N6 при выключенном блоке проверяется появление искры. Если искра не возникает, то неисправна, скорее всего, одна из катушек зажигания, потому что к этой фазе проверки большинство неисправностей блока уже должны быть обнаружены. Тестер блока GM HEI (фирмы Kent Moore J-24642-F или аналогичный) позволяет определить, какая именно катушка неисправна. При отсутствии такого прибора обратитесь за помощью к дилеру General Motors.
Система прямого зажигания (DIS)
13. Если при работе двигателя на холостых оборотах происходят перебои зажигания, выполните первую проверку, обозначенную в диагностической карте (см. иллюстрацию 6.13). Если перебои зажигания происходят при работе двигателя под нагрузкой, обратитесь к проверке, представленной на иллюстрации 6.18.
Открыть большую картинку в новом окне »
6.13. Схема последовательности проверки системы прямого зажигания при работе двигателя на холостых оборотах (проверки 1-5)
14. Проверка N2. С помощью прибора для проверки свечей зажигания проверьте соответствие напряжения на свече напряжению, генерируемому вторичной обмоткой катушки (25.000 В).
15. Проверка N3. Если после закорачивания противоположного провода зажигания на "массу" в искровом промежутке тестера проскакивает искра, это означает, что сопротивление свечи, в которой происходят пропуски зажигания, слишком велико. Помимо этого, причиной пропусков может быть плохой контакт провода зажигания со свечой. Проверьте также, нет ли внутри наконечника свечи зажигания налета сажи.
16. Проверка N4. При наличии налета сажи замените катушку зажигания и проследите, чтобы клеммы проводов зажигания этой катушки были чистыми и плотно затянутыми. Чрезмерно высокое сопротивление проводов или ослабленные контакты могут стать причиной повреждения катушки зажигания.
17. Проверка N5. Если при замене местами катушек перебои в зажигании исчезают, это означает, что первая катушка неисправна. Если же они по-прежнему происходят, значит, неисправен блок зажигания. Эту проверку можно также выполнять, заменяя не дающую искры катушку другой, заведомо исправной.
18. Если двигатель работает под нагрузкой с перебоями в зажигании, выполните проверку N6, описание которой приведено на соответствующей схеме. С помощью прибора для проверки свечей зажигания проверьте напряжение на свече зажигания (должно быть 25.000 В). Искра должна проскакивать в искровом зазоре прибора при подключении его ко всем четырем проводам. Этим моделируется условие работы двигателя под нагрузкой.
Открыть большую картинку в новом окне »
6.18. Схема последовательности проверки системы DIS при работе двигателя под нагрузкой (проверки NN 6-9)
19. Проверка N7. Если после закорачивания противоположного высоковольтного провода на "массу" в искровом промежутке тестера проскакивает искра, это означает, что сопротивление свечи, работающей с перебоями зажигания, слишком велико. Помимо этого, причиной перебоев в зажигании может быть неисправный или ослабленный контакт провода зажигания со свечой. Проверьте также, нет ли внутри защитного чехла свечи налета сажи.
20. Проверка N8. При наличии налета сажи замените катушку зажигания и проследите, чтобы клеммы проводов зажигания этой катушки были чистыми и плотно затянутыми. Чрезмерно высокое сопротивление проводов или ослабленные контакты могут стать причиной повреждения катушки зажигания.
21. Проверка N9. Если при замене подозрительной катушки одной из остальных катушек зажигания искра появляется регулярно, это означает, что данная катушка неисправна. Если же перебои в зажигании остаются, причиной этого является неисправность в блоке. Эту проверку можно также выполнять, заменяя не дающую искры катушку другой, заведомо исправной.
Управляющий блок с катушками зажигания
22. Проверка N1 дает возможность проверить способность системы выдавать напряжение не менее 25.000 В.
Открыть большую картинку в новом окне »
6.22. Схема последовательности проверки блока DIS и катушки зажигания (проверки NN 1-5)
23. Проверка N2. При разомкнутом высоковольтном проводе или вторичной обмотке катушки искры в цилиндре проскакивать не будут. Поэтому следует проверить оба провода зажигания катушки и замерить сопротивление ее вторичной обмотки. Если измеренное сопротивление будет выше верхнего предела, указанного в технических характеристиках, но меньше "бесконечности", то такая катушка, скорее всего, даст возможность запустить двигатель, однако при определенных обстоятельствах она может стать причиной его неисправности.
24. Проверка N3. Служит для проверки исправности схемы запуска в блоке зажигания (см. иллюстрацию). Здесь мигание лампы указывает на то, что блок работает нормально.
6.24. Подсоединив контрольную лампу к клеммам катушки на блоке зажигания, проверьте, мигает ли она при проворачивании коленчатого вала
25. Проверка N4. Здесь медленное мигание лампы означает, что до блока РСМ не доходит сигнал с датчика положения коленчатого вала (см. иллюстрацию).
6.25. Датчик положения коленчатого вала на двигателе 3,8 л расположен в крышке газораспределительного механизма рядом со шкивом коленчатого вала
26. Проверка N5. В данном случае мигание лампы означает, что датчик положения распределительного вала и его управляющие схемы исправны. Неисправность может быть в датчике положения, в электрических схемах датчика или в блоке зажигания.
27. Проверка N6. Включив зажигание, в течение первых двух секунд вслушивайтесь в работу топливного насоса. Если он заработал, это означает, что плавкий предохранитель цел.
28. Проверка N7. Позволяет определить, является ли причиной неисправности замыкание на "массу" сигнала с датчика положения коленчатого вала или сбой в работе сигнальной цепи датчика положения распределительного вала (см. главу 6, раздел 4).
29. Блок зажигания подает питание на датчик. Проверка N8 (см. раздел 9) позволяет установить наличие неисправности в блоке или в его электрических цепях.
30. С помощью проверки N6 можно определить, исправен ли плавкий предохранитель. Проверка N9 позволяет установить, где именно находится неисправность - на участке цепи между предохранителем и блоком зажигания либо в самом блоке.
Коленчатый вал проворачивается, но двигатель не запускается
31. Если при включенном зажигании и незамкнутом на "массу" тестовом выводе разъема ALDL контрольная лампа "SERVICE ENGINE SOON" мигает, проверьте зажигание и блок РСМ.
32. Установив лампу для проверки форсунок (ее можно приобрести практически в каждом магазине автомобильных запчастей), проверьте, идут ли управляющие сигналы с блока РСМ на топливные форсунки. Здесь мигание лампы будет означать, что блок РСМ управляет работой форсунок, и что поступающий на блок РСМ контрольный сигнал зажигания РСМ правильный.
33. С помощью тестера для свечей зажигания проверьте, связана ли неисправность с системой зажигания или с системой подачи топлива (см. иллюстрацию 6.3).
34. Проверьте правильность работы топливного насоса и реле сигнала о снижении уровня топлива (см. главу 4, раздел 3). После включения зажигания топливный насос должен работать всего две секунды.
35. Проверьте, принимает ли блок РСМ контрольный сигнал от системы зажигания (см. раздел 9).