Примечание. Описываемые ниже проверки должны выполняться при пробеге в 250 миль или еженедельно. Описание дополнительных проверок уровня жидкостей можно найти в приводимых ниже конкретных операциях по техническому обслуживанию. Независимо от интервалов ТО, нужно постоянно обращать внимание на утечки жидкостей, что указывает на неисправности, которые необходимо немедленно устранить.
1. Жидкости являются важной частью систем смазки, охлаждения, тормозной системы и системы омывания стекол. Поскольку жидкости постепенно загрязняются и становятся непригодными для использования, их уровень следует периодически пополнять. Перед доливкой жидкости просмотрите список рекомендуемых смазочных материалов и жидкостей в начале данной главы. Примечание. Когда производится проверка уровня жидкостей, автомобиль должен стоять на ровной поверхности.
Моторное масло
2. Уровень масла в двигателе проверяется с помощью специального щупа (см. иллюстрацию). Измерительный щуп находится в металлической трубке, опущенной в масляный картер.
4.2. Щуп устанавливается на передней стороне двигателя
3. Уровень масла следует проверять либо перед первым запуском двигателя, либо примерно через 15 минут после выключения двигателя. Если проверять уровень масла сразу же после остановки автомобиля, некоторое количество масла останется в верхней части двигателя, что приведет к неточным показаниям на щупе.
4. Вытяните щуп из трубки и вытрите масло с конца щупа чистой тряпкой или бумажной салфеткой. Вставьте очищенный щуп на всю длину в трубку и опять достаньте его. Заметьте уровень масла на конце щупа. При необходимости долейте масло, чтобы поддерживать его уровень выше отметки "ADD" ("Добавить") в заштрихованной области щупа (см. иллюстрацию).
4.4. Уровень масла должен находиться в пределах заштрихованной области. Если он ниже линии "ADD" ("Добавить"), добавьте столько масла, чтобы его уровень оказался в заштрихованной области
5. Не переполняйте двигатель, доливая большое количество масла, поскольку это может привести к замасливанию свечей зажигания, утечкам масла или повреждению сальников.
6. Масло добавляется в двигатель после снятия крышки маслозаливной горловины (см. иллюстрацию). Чтобы не пролить масло, пользуйтесь воронкой.
4.6. Крышка заливной горловины масла двигателя четко промаркирована, она находится на крышке клапанов
7. Проверка уровня масла является важной операцией технического обслуживания. Постоянный низкий уровень масла указывает на утечку через поврежденные сальники, дефектные прокладки, износившиеся поршневые кольца или направляющие клапанов. Если масло имеет молочный оттенок или в нем видны капли воды, это может объясняться разрывом прокладки головки цилиндров либо трещиной в головке или блоке цилиндров. При этом следует немедленно проверить двигатель. Также нужно проверить состояние масла. Всякий раз, когда вь: проверяете уровень масла, проведите большим и указательным пальцами по щупу перед тем, как вытереть масло. Если вы увидите, что к щупу прилипли небольшие частицы грязи или металла, масло следует заменить (см. раздел 12).
Охлаждающая жидкость двигателя
Внимание! Не допускайте соприкосновения антифриза с вашей кожей или окрашенными поверхностями автомобиля. Немедленно промывайте загрязненные области большим количеством воды. Не храните новую охлаждающую жидкость и не оставляйте старую в местах, доступных детям или животным. Немедленно вытирайте пролитую на гаражный пол или поддон жидкость. Держите емкости с антифризом в закрытом состоянии и немедленно устраняйте причины утечек системы охлаждения.
8. Все автомобили, описываемые в данном руководстве, имеют закрытую систему охлаждения. Белый пластмассовый расширительный бачок, располагающийся на передней стороне моторного отсека, подсоединяется шлангом к заливной горловине радиатора. По мере прогрева двигателя охлаждающая жидкость расширяется и выходит через клапан в крышке радиатора, проходя через шланг в расширительный бачок. Когда двигатель охлаждается, охлаждающая жидкость автоматически переливается в систему охлаждения для поддержания необходимого уровня.
9. Следует регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости в бачке.
Внимание! Не снимайте пробку радиатора, чтобы проверить уровень охлаждающей жидкости при горячем двигателе.
Уровень жидкости в бачке изменяется в зависимости от температуры двигателя. При холодном двигателе уровень охлаждающей жидкости должен находится на отметке "FULL COLD" ("Полный при холодном двигателе") либо чуть выше нее (см. иллюстрацию). Когда двигатель прогреется, уровень жидкости должен быть на отметке "FULL НОТ" ("Полный при горячем двигателе"). Если это не так, дайте двигателю остыть, затем снимите пробку бачка и долейте жидкость.
4.9. Расширительный бачок располагается на правой ("пассажирской") стороне моторного отсека. Охлаждающую жидкость можно доливать в бачок после снятия крышки
10. После эксплуатации автомобиля перепроверьте уровень охлаждающей жидкости Если для установки необходимого уровня требуется лишь небольшое количество жидкости, можно воспользоваться дистиллированной водой. Следует учитывать при этом повышение температуры замерзания. Не используйте каких-либо добавок и ингибиторов ржавчины.
11. Если уровень охлаждающей жидкости тем не менее продолжает падать, возможно, в системе имеется утечка. Проверьте радиатор, шланги, пробки горловин, пробку слива и насос системы охлаждения (см. раздел 9). Если не замечено каких-либо утечек, нужно на станции техобслуживания проверить пробку радиатора на герметичность.
12. Если вам приходится снимать пробку радиатора, подождите, пока двигатель полностью охладится, затем оберните пробку толстым слоем ткани и поверните до первой остановки. Если происходит утечка охлаждающей жидкости или пара, оставьте двигатель охлаждаться еще некоторое время, а затем снимите крышку.
13. Проверьте также состояние охлаждающей жидкости. Она должна быть относительно прозрачной. Если жидкость имеет коричневый цвет или окрашена в цвет ржавчины, ее следует слить, промыть систему охлаждения и снова залить жидкость. Охлаждающую жидкость следует заменять с указанными в технических условиях интервалами.
Жидкость для омывателя ветрового стекла
14. Жидкость для омывателя ветрового стекла располагается в пластмассовом бачке с левой стороны моторного отсека (см. иллюстрацию). В условиях более мягкого климата можно использовать обычную воду, однако бачок следует заполнять не более, чем на 2/3, чтобы дать возможность расшириться при замерзании воды. В условиях более холодного климата пользуйтесь специальной жидкостью для стеклоомывателей.
4.14. Для долива жидкости снимите пробку бачка омывателя ветрового стекла
15. Для предотвращения обледенения в условиях морозной погоды прогревайте ветровое стекло с помощью обогревателя.
Электролит аккумуляторной батареи
16. Все описываемые в данном руководстве автомобили оснащаются аккумуляторной батареей, которая находится в герметичном состоянии и не имеет отверстий для заливки (за исключением вентиляционных отверстий).
В такие батареи никогда не нужно добавлять воду. Однако, если на автомобиль была установлена аккумуляторная батарея обслуживаемого типа, снимите крышки с элементов батареи, располагающиеся в верхней ее части (обычно имеются две крышки, каждая на три элемента). Если уровень электролита низкий, добавьте такое количество дистиллированной воды, чтобы уровень был выше пластин. Обычно на каждом элементе имеется индикатор, который позволяет судить о том, достаточно ли было добавлено воды. Доливайте воду до тех пор, пока уровень электролита не установится на нижней части индикатора. Не переполняйте батарею, иначе после зарядки произойдет вытекание электролита.
Тормозная жидкость
17. Главный тормозной цилиндр устанавливается спереди блока вакуумного усилителя тормозов в отсеке двигателя (см. иллюстрацию).
4.17. Уровень в прозрачном бачке тормозной жидкости можно проверить, не снимая пробки, однако пробку рекомендуется все-таки снять для проверки точного уровня и оценки состояния тормозной жидкости
18. Снимите пробку бачка и убедитесь в том, что уровень жидкости находится наравне с нижней частью отверстия заливной горловины.
19. Жидкость заливайте в бачок осторожно, чтобы избежать проливания на окрашенные поверхности. Убедитесь в том, что используется рекомендуемая жидкость, поскольку смешивание тормозной жидкости различных типов может привести к выходу тормозной системы из строя (смотрите подраздел "Рекомендуемые масла и жидкости" в начале данной главы либо читайте руководство по эксплуатации).
Внимание! Тормозная жидкость может нанести вред глазам или повредить окрашенные поверхности, поэтому при обращении с ней или при заливке соблюдайте меры предосторожности. Не пользуйтесь тормозной жидкостью, которая стояла открытой или которой больше одного года. Тормозная жидкость поглощает влагу из воздуха. Избыток влаги может вызвать опасную потерю эффективности торможения.
20. При этом следует проверить тормозную жидкость и главный тормозной цилиндр на наличие загрязнений. Тормозную жидкость нужно заменить, если в ней заметны отложения (осадок), частицы грязи или капли воды.
21. После долива жидкости до нужного уровня проверьте, плотно ли сидит пробка на горловине, чтобы предотвратить утечку жидкости.
22. Когда при нормальной работе тормозов тормозные колодки на каждом колесе стираются, уровень тормозной жидкости в главном цилиндре слегка понижается. Если требуется многократная доливка для поддержания уровня тормозной жидкости в главном цилиндре, это является следствием утечки в тормозной системе. Утечку следует немедленно устранить. Проверьте все тормозные шланги и соединения (более подробная информация по этому вопросу содержится в разделе 17).
23. Если при проверке уровня тормозной жидкости в главном цилиндре вы обнаружите, что один или оба контура пусты или почти пусты, тормозную систему следует прокачать (см. главу 9).