Внимание! В тормозной системе может содержаться асбест, представляющий опасность для вашего здоровья. Не выдувайте его частицы сжатым воздухом и не вдыхайте его. Не пользуйтесь для удаления асбестовой пыли бензином или растворителями. Используйте только очиститель тормозной системы или денатурированный спирт.
Примечание. Иллюстрации, касающиеся тормозной системы, содержатся в главе 9.
1. В дополнение к вышеуказанным интервалам, тормоза следует проверять всякий раз, когда снимаются колеса или есть подозрение на наличие неисправностей. Поднимите автомобиль и прочно закрепите на стойках. Снимите колеса.
Дисковые тормоза (передние)
2. Дисковые тормоза можно проверять, не снимая каких-либо деталей, кроме колес. Если вовремя не заменять тормозные накладки, может произойти обширное повреждение диска.
3. Дисковые тормозные колодки имеют встроенные индикаторы износа, которые издают визжащий предупредительный звук при предельном износе накладок (см. иллюстрацию).
17.3. При износе колодки индикатор износа тормозов (указан стрелкой) придет в контакт с дисками и будет издавать при торможении резкий визжащий звук
Внимание! Если не заменить колодки вскоре после того, как индикаторы износа начнут издавать визжащий звук, может произойти повреждение диска, потребующее дорогостоящего ремонта.
4. Дисковые тормозные суппорты, в которых установлены колодки, теперь видны. На каждом суппорте имеются внешняя и внутренняя колодки. Следует проверить все колодки.
5. У каждого суппорта имеется "окошко" для проверки тормозных колодок (см. иллюстрацию). Как только материал колодки изнашивается до толщины около 1/8 дюйма или меньше, колодки следует заменять.
17.5. Посмотрите через отверстия в передней части суппорта, чтобы проверить состояние тормозных колодок (указаны стрелками); можно также проверить накладки колодок, трущиеся о диск, посмотрев через каждый из торцов суппорта
6. Если вы не уверены в точной толщине оставшегося материала накладок, снимите колодки для дальнейшей проверки или замены (см. главу 9).
7. Перед установкой колес проверьте, нет ли утечек и/или повреждения тормозных шлангов и соединений. При необходимости замените шланг или муфты, обратившись к главе 9.
8. Проверьте состояние тормозного диска. Обратите внимание на щербины, глубокие царапины и области перегрева (они либо обесцвечены, либо имеют голубую окраску). Если обнаружен износ или повреждение, диск можно снять и перешлифовать в мастерской или заменить на новый. По поводу процедур подробной проверки и ремонта см. главу 9.
Барабанные тормоза (задние)
9. Поднимите автомобиль и надежно закрепите на стойках. Заблокируйте передние колеса, чтобы не дать автомобилю откатиться; тем не менее, не ставьте автомобиль на стояночный тормоз, поскольку при этом происходит блокировка барабанов.
10. Снимите колеса.
11. Пометьте ступицу так, чтобы ее можно было установить в том же положении на прежнее место. Воспользуйтесь мелом, слесарной чертилкой и т.п., оставив метки на барабане, ступице и опорной плите.
12. Снимите тормозной барабан.
13. Когда тормозной барабан будет снят, осторожно очистите тормозной узел очистителем тормозной системы.
Внимание! Не сдувайте пыль сжатым воздухом и не вдыхайте ее (в ней может содержаться асбест, представляющий опасность для здоровья).
14. Замерьте толщину материала накладок на передних и задних тормозных колодках. Если материал износился до 1/8 дюйма, считая до заклепок или металлической подкладки, накладки следует заменить (см. иллюстрации). Накладки стоит заменить и в том случае, если они расколоты, покрылись глазурью (имеются блестящие области) или залиты тормозной жидкостью.
17.14. Если тормозные накладки приклеиваются к тормозной колодке, замерьте толщину накладок от внешней поверхности до металла колодки, как показано здесь; если тормозные накладки приклепываются к колодке, замерьте толщину от внешней поверхности накладки до головки заклепки
15. Убедитесь в том, что все пружины тормозного узла подсоединены и что они находятся в хорошем состоянии.
16. Проверьте детали тормозной системы на наличие утечек тормозной жидкости. Пальцем или маленькой отверткой осторожно снимите резиновые колпачки на колесном цилиндре, расположенном в верхней части тормозных колодок. Любая утечка здесь является указанием на то, что рабочие цилиндры колес нуждаются в немедленном капитальном ремонте (см. главу 9). Кроме того, проверьте на наличие утечек все шланги и муфты.
17. Протрите внутреннюю сторону барабана чистой тряпкой, смоченной денатурированным спиртом или очистителем тормозов. Будьте осторожны и не вдыхайте опасную асбестовую пыль.
18. Проверьте внутреннюю сторону барабанов на наличие сколов, задиров, глубоких борозд и мест затвердевания, которые проявляются в виде обесцвеченных областей небольшого размера. Если их не удается удалить мелкозернистой шкуркой, барабан следует отправить в мастерскую на перешлифовку.
19. Повторите эту процедуру для другого колеса. Если проверка обнаруживает, что все детали находятся в хорошем состоянии, установите тормозные барабаны на прежнее место, установите колеса и опустите автомобиль на землю.
Стояночный тормоз
20. Стояночный тормоз включается педалью; он блокирует заднюю тормозную систему. Самый легкий и, возможно, самый простой метод периодической проверки работы стояночного тормоза заключается в том, чтобы остановить автомобиль на крутом склоне, поставив на стояночный тормоз и оставив коробку передач в положении нейтрали. Если стояночный тормоз не "держит" автомобиль, он нуждается в обслуживании (см. главу 9).