Внимание! При проверке и обслуживании батареи следует соблюдать определенные меры предосторожности. В элементах аккумулятора всегда присутствует легко воспламеняющийся газ - водород, поэтому держите аккумулятор вдали от открытого пламени и не курите рядом с ним. Электролит внутри аккумулятора представляет собой разбавленную серную кислоту, которая при попадании может травмировать кожу или глаза, испортить одежду и лакокрасочные покрытия. При отсоединении проводов от клемм аккумуляторной батареи всегда снимайте сначала отрицательный провод и присоединяйте его в последнюю очередь.
1. Техническое обслуживание аккумуляторной батареи является важной процедурой, которая поможет вам предотвратить затруднительные положения из-за отказа аккумулятора. Для этой процедуры потребуется несколько инструментов (см. иллюстрацию).
8.1. Инструменты и материалы, необходимые для технического обслуживания аккумуляторной батареи:
1 - Защитный щиток или защитные очки - необходимы при удалении щеткой кислотной коррозии и кислотных частиц, которые могут попасть в глаза
2 - Резиновые перчатки - нужны для обеспечения безопасности при обслуживании аккумулятора (помните о том, что внутри аккумулятора содержится кислота!)
3 - Очиститель клемм и проводов аккумулятора - этой проволочной щеткой удаляют следы коррозии с аккумуляторной батареи и ее проводов
4 - Шайбы - размещение таких шайб по одной на каждую клемму (непосредственно под клемму) поможет предотвратить коррозию (убедитесь, что вы выбрали правильный тип - для аккумуляторов с боковыми выводами!)
5 - Питьевая сода - раствор питьевой соды и воды можно использовать для нейтрализации кислоты
6 - Вазелин - слой этого вещества на болтах клемм аккумуляторной батареи предотвратит коррозию
2. На всех автомобилях, описанных в данном руководстве, стандартно устанавливается герметичный аккумулятор. Хотя этот тип аккумулятора имеет много преимуществ по сравнению с более старыми (элементного типа) и не требует доливки воды, тем не менее и его следует обслуживать в соответствии с описанной ниже процедурой.
Проверка
3. Аккумуляторная батарея располагается с левой стороны моторного отсека. Периодически следует проверять аккумуляторную батарею на наличие повреждений, таких как растрескивание корпуса или крышки.
4. Проверьте прочность крепления клемм аккумулятора и соединений и качество электрического контакта; проверьте каждый провод по всей длине на наличие трещин и истирание.
5. Если заметна кислотная коррозия (в виде белых рыхлых отложений), снимите провода с выводов аккумулятора, зачистите выводы специальной щеткой и установите клеммы на прежнее место. Коррозию можно свести к минимуму, если воспользоваться специальными шайбами, имеющимися в магазинах автомобильных запчастей или путем нанесения слоя вазелина на выводы и провода после того, как будет произведена сборка.
6. Убедитесь, что кронштейн аккумулятора находится в хорошем состоянии и что болт крепления аккумулятора затянут (см. иллюстрацию). Если аккумуляторная батарея снималась с кронштейна, проверьте, чтобы внизу кронштейна не оставалось никаких деталей, когда аккумулятор будет устанавливаться на прежнее место. При установке не перетяните болт крепления аккумулятора.
8.6. Проверьте плотность затяжки болта крепления батареи (указан стрелкой)
7. Информацию по снятию и установке аккумуляторной батареи можно найти в главе 5.
Очистка
8. Коррозию на деталях крепления, корпусе аккумулятора и окружающих его областях можно удалить с помощью водного раствора питьевой соды. Тщательно промойте все очищаемые области чистой водой.
9. Все металлические детали автомобиля, которые подвергаются коррозии, следует покрывать грунтовкой на основе цинка, а затем красить.
Зарядка
Внимание! При зарядке аккумулятора выделяется водород, являющийся взрывоопасным. Не курите и не допускайте наличия открытого пламени вблизи заряжающейся или недавно заряжавшейся аккумуляторной батареи. Носите защитные очки, находясь поблизости от заряжающегося аккумулятора. Кроме того, перед подсоединением или отсоединением батареи от зарядного устройства проверьте, чтобы зарядное устройство было отключено от сети.
10. Зарядка малым током является самым лучшим способом сохранения аккумулятора, разряженного до такой степени, что он уже не может служить для запуска двигателя. Рекомендуется также поддерживать зараженность аккумулятора в автомобиле, который проходит лишь по нескольку миль между запусками двигателя. Поддержка за-ряженности аккумулятора особенно важна зимой, когда аккумулятор при запуске двигателя испытывает более серьезную нагрузку и вспомогательное электрическое оборудование используется с большей интенсивностью.
11. Лучше всего использовать зарядное устройство аккумуляторов на 1 А или 2 А (иногда называемое "капельным" зарядным устройством). Такие устройства являются самыми безопасными и подвергают аккумуляторную батарею наименьшей нагрузке. Кроме того, они самые дешевые. Для более быстрой зарядки вы можете использовать зарядное устройство с большим током зарядки, но не пользуйтесь такими устройствами, которые выдают ток, больший 0,1 от номинала батареи в ампер-часах. Устройства для быстрой зарядки, которые восстанавливают мощность батареи за 1-2 часа, сильнее всего нагружают аккумулятор и могут вызвать его повреждение. Этот тип зарядных устройств следует использовать только в чрезвычайных ситуациях.
12. Среднее время, необходимое для зарядки аккумуляторной батареи, указывается в инструкции к зарядному устройству. Как правило, "капельное" зарядное устройство заряжает аккумуляторную батарею за 12-16 часов.
13. Снимите все крышки элементов (если имеются) и закройте отверстия чистой тканью, чтобы предотвратить расплескивание электролита. Отсоедините отрицательную клемму аккумуляторной батареи и прикрепите клеммы зарядного устройства к выводам аккумулятора (положительную - к положительному, отрицательную - к отрицательному), затем включите зарядное устройство в сеть. Если на зарядном устройстве имеется переключатель диапазонов напряжений, установите диапазон 12 В.
14. Если вы пользуетесь зарядным устройством, рассчитанным на ток более 2 А, регулярно проверяйте аккумуляторную батарею при зарядке, чтобы убедиться, что она не перегревается. Если вы пользуетесь "капельным" зарядным устройством и регулярно проверяли его в течение первых двух часов зарядки, то можете спокойно оставить его на ночь.
15. Если у аккумулятора имеются съемные пробки элементов, замеряйте плотность электролита ареометром каждый час в течение по крайней мере нескольких часов цикла зарядки. Считайте, что аккумулятор зарядился, если в течение двух или более часов отсутствует изменение в показаниях плотности электролита и электролит в элементах слегка пузырится. Показания плотности в каждом из элементов аккумулятора должны быть очень близкими к показаниям плотности в других элементах. Если это не так, значит, в батарее имеются неисправные элементы.
16. В некоторых аккумуляторах с герметизированной крышкой имеются встроенные ареометры в верхней части, которые указывают состояние зарядки по цвету, индицируемому в окошке ареометра. Обычно яркая окраска ареометра указывает на состояние полной зарядки, а темный цвет - на то, что аккумулятор нуждается в подзарядке. Изучите инструкцию производителя такого аккумулятора, чтобы точно знать, что означает каждый из цветов.
17. Если у аккумулятора имеется герметичная крышка и отсутствует встроенный ареометр, можно воспользоваться цифровым вольтметром для проверки степени заряженности. Аккумулятор в состоянии полной заряженности должен давать напряжение 12,5 В и выше.