Внимание! Система кондиционирования воздуха находится под высоким давлением. Не отворачивайте никакие шланги и патрубки и не снимайте никаких деталей до тех пор, пока система не будет разряжена. Хладагент кондиционера следует утилизировать только в специальном контейнере в мастерской по ремонту автомобильных кондиционеров. При разъединении патрубков системы кондиционирования всегда пользуйтесь защитными очками.
Внимание! На автомобилях с 1994 года выпуска в системе кондиционирования используется не разрушающий озоновый слой хладагент R- 134а. Хладагент R- 134а и его смазочное масло несовместимы с системой R-12, использовавшейся на автомобилях до 1993 года выпуска. Ни при каких обстоятельствах нельзя добавлять в систему R-134а хладагент R-12 или масло хладагента R-12 и наоборот. Если смешать различные типы хладагентов и/или масел, это приведет к повреждению системы кондиционирования.
Проверка
1. Для того, чтобы кондиционер функционировал максимально эффективно, необходимо регулярно выполнять следующие проверки.
- а) Проверяйте приводной ремень. Если он износился или потерял свои качества, замените его (см. главу 1, раздел 21).
- б) Проверяйте шланги системы кондиционирования. Посмотрите, нет ли трещин, вздутий и следов износа. Проверьте, нет ли на шлангах и патрубках масляных пузырьков или следов просачивания жидкости. При наличии каких-либо следов износа, повреждений или утечек заменяйте шланг (шланги).
- в) Проверяйте, не остались ли в ребрах испарителя листья, насекомые и другие загрязнения. Для очистки испарителя можно воспользоваться источником сжатого воздуха.
- г) Проверяйте, в достаточной ли степени заполнена система необходимым хладагентом.
2. Рекомендуется включать систему приблизительно в течение 10 минут по крайней мере раз в месяц, особенно зимой. Долговременное неиспользование системы может привести к затвердеванию и последующему износу всех масляных уплотнений.
3. Ввиду сложности системы кондиционирования и необходимости использования специального оборудования для обслуживания этой системы, более глубокий анализ возникающих неисправностей и необходимого ремонта в данное руководство не включается. Однако в данной главе содержатся некоторые простые проверки и описания процедур замены некоторых деталей.
4. Самой распространенной причиной слабой работы системы кондиционирования является недостаточная зарядка хладагентом. Если система обеспечивает слабую подачу холодного воздуха, можно провести одну из описанных ниже проверок, чтобы определить, не низок ли уровень хладагента.
5. Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры.
6. Установите селектор температур системы кондиционирования воздуха на установку самой низкой температуры, а нагнетатель - на максимальную подачу. Откройте двери (чтобы обеспечить работу системы кондиционирования при охлаждении салона).
7. При включившемся в работу компрессоре (сцепление компрессора издаст слышимый щелчок и центр сцепления начнет вращаться) потрогайте трубку выходного отверстия, расположенную поблизости от правого переднего лонжерона рамы рядом с радиатором.
8. Если заметно падение температуры, то с уровнем хладагента, по-видимому, все в порядке (см. главу 6, раздел 4 по поводу информации о системе контроля за сцеплением кондиционера). Дальнейшая проверка системы должна выполняться профессиональным ремонтником.
9. Если на входном патрубке происходит нарастание изморози или он холоднее, чем поверхность фильтра, значит, зарядка хладагентом находится на низком уровне. На моделях выпуска до 1993 года и ранее необходимо, чтобы специалист или сотрудник службы технического обслуживания провели зарядку системы кондиционирования. Если у вас автомобиль выпуска 1994 года, смотрите ниже.
Добавка хладагента (только для систем с хладагентом R-134a)
Примечание. Согласно последним правилам Агентства по защите окружающей среды, хладагент R-12, использовавшийся на моделях 1993 года и более ранних лет выпуска, больше не производится.
10. Приобретите канистру с хладагентом R-134а и устройство для вскрытия канистры, сконструированное для работы с патрубком R-134a. У этого устройства имеется короткий отрезок трубки, который можно прикреплять между клапаном устройства и клапаном зарядки с нижней стороны. Одной канистры хладагента может оказаться недостаточно для зарядки системы до нужного уровня.
Внимание! Никогда не добавляйте в систему более 2-х канистр хладагента.
11. Подсоедините клапан устройства для вскрытия к канистре, а конец шланга - к патрубку нижней стороны системы, следуя инструкциям производителя клапана для вскрытия. Канистру в это время пока не открывайте.
Внимание! Не подсоединяйте шланг к верхней стороне системы.
12. Прогрейте двигатель и включите систему кондиционирования. Держите шланг вдали от вентилятора и других движущихся деталей.
13. Следуя инструкции производителя устройства для вскрытия канистры, добавляйте хладагент в нижнюю сторону системы до тех пор, пока не будет чувствоваться, что поверхность фильтра и впускное отверстие испарителя имеют одинаковую температуру. Перед каждой добавкой хладагента выдерживайте некоторое время для стабилизации.
14. Когда поверхность фильтра-осушителя и впускной патрубок испарителя будут казаться одинаково нагретыми, добавьте хладагент, оставшийся в канистре.