Chevrolet Lumina (1989–2013)
Шевроле Люмина — большой легковой автомобиль производства американского автопроизводителя General Motors, выпускавшийся с 1989 года по 2013 год. В США два разных автомобиля назывались Lumina, что поначалу приводило покупателей в замешательство. Помимо седана под названием Lumina Sedan предлагался и минивэн Lumina APV. Этот седан пришел на замену Chevrolet Celebrity и Chevrolet Monte Carlo, а минивэн заменил собой Chevrolet Celebrity с кузовом универсал. Для рынка США было произведено первые два поколения автомобиля, для других рынков (в основном для Ближнего Востока и Африки) выпустили третье и четвертое поколение.
Первое поколение (1989–1994)
Для гонок NASCAR с начала 1989 года официальная модель гоночного автомобиля от Chevrolet носила название Lumina. Позже появился серийный автомобиль с таким же названием, основанный на переднеприводной платформе W-body от General Motors, которая также использовалась для Buick Regal, Buick Century, Oldsmobile Cutlass Supreme и Pontiac Grand Prix. Несмотря на то, что Lumina 1 хорошо продавалась, они немного опоздали с выходом на рынок из-за появления конкурента Ford Taurus.
Вариантов кузова было два — двухдверное купе и четырехдверный седан. Купе было длиной 5039 мм, шириной 1821 мм, высотой 1354 мм. Седан был длиной 5062 мм, шириной 1803 мм, высотой 1361 мм. Колесная база автомобиля составляла 2730 мм, снаряженная масса 1586 кг. Передняя подвеска были типа McPherson, в то время как задняя подвеска использовала стойки Chapman и пластинчатую рессору из стекловолокна, установленную поперечно.
Двигатели устанавливали только бензиновые следующих моделей — 2.2 литра (2190 см3, I4, 1993 год, 110 л.с.), 2.5 литра (2471 см3, Iron Duke, I4, 1990-1992 годы, 105 л.с.), 3.1 литра (3135 см3, LHO, V6, 1990-1994 годы, 140 л.с.) и 3.4 литра (3350 см3, LQ1, V6, 1991-1994 годы, 200 л.с.). Коробка передач была автоматическая трехступенчатая «3T40» или четырехступенчатая «4T60».
С 1991 года стали предлагать высокопроизводительную версию Lumina под названием Z34. В стандартной комплектации была спортивная подвеска FE3, двигатель 3.4 литра (LQ1, V6, 210 л.с.), механическая пятиступенчатая коробка передач «Getrag 284» и антиблокировочная система всех колес.
Производство Chevrolet Lumina первого поколения было прекращено в 1994 году, что сделало его самым непродолжительно выпускаемым поколением автомобилей GM первого поколения с платформой W. Всего было произведено около 1,05 миллиона автомобилей.
Второе поколение (1994–2001)
Разработка Lumina второго поколения началось еще в 1989 году и в металле был представлен на автосалоне в Лос-Анджелесе в январе 1994 года, а производство началось в марте. Автомобиль получил округлый кузов, увеличивший его в размерах, а также обновленный интерьер. Платформа использовалась прежняя, слегка обновленная «W-body 1.5 Gen». Кузов остался только четырехдверный седан длиной 5103 мм, шириной 1842 мм, высотой 1392-1402 мм, колесная база 2730 мм и снаряженная масса 1540 кг. Нишу на рынке автомобилей с кузовом купе занял Chevrolet Monte Carlo. Всего было произведено около 1,15 миллиона автомобилей Люмина второго поколения.
Первоначально было два уровня комплектаций — Base и LS. Вторая включает в себя следующие опции: электрические стеклоподъемники, верхний люк с электроприводом, ковшеобразные кожаные сиденья, сиденье водителя с электроприводом и стереосистему с CD-плеером. Комплектация LTZ была представлена в 1996 году, которая добавляла 16-дюймовые матовые алюминиевые диски, радиальные спортивные шины, спортивную подвеску, задний спойлер, тахометр и напольный переключатель передач. В 1997 году Lumina 1998 модельного года получила подушки безопасности второго поколения.
Двигатели устанавливали только бензиновые шестицилиндровые V-образные следующих моделей — 3.1 литра (3135 см3, L82, 162 л.с.), 3.1 литра (3135 см3, L82/LG8, 162 л.с.), 3.4 литра (3352 см3, LQ1, 1995-1997 годы, 210 л.с.) и 3.8 литра (3791 см3, L36, 1998-1999 годы, 200 л.с.). Коробка передач устанавливалась только четырехступенчатая автоматическая «4T60-E/4T65-E».
Третье и четвертое поколение (1998-2013)
С 1998 года автомобиль Holden Commodore продавался как Chevrolet Lumina на рынках Ближнего Востока и Южной Африки, а затем и в Юго-Восточной Азии. В 2006 году производство нового Holden Commodore было запущено в Австралии, а в 2007 году он был переименован и экспортировался из Австралии как Chevrolet Lumina нового поколения. Автомобиль Buick Regal китайского производства также продавался на Филиппинах с 2005 по 2006 год как Chevrolet Lumina.