Общий вид двигателя
Система вентиляции картера Система вентиляции картера закрытая. Свежий воздух от корпуса дроссельной заслонки подается в картер, где он смешивается с картерными газами и затем через клапан вентиляции картера поступает во впускной коллектор. Расход картерных газов зависит от разрежения во впускном коллекторе и поддерживается на нужном уровне клапаном системы вентиляции.
Система привода навесных агрегатов
В систему входят:
- ремень привода и натяжное устройство ремня
- паразитный шкив
- шкив коленчатого вала
- кронштейны навесных агрегатов
- навесные агрегаты:
- насос усилителя рулевого управления (если приводится ремнем) - генератор
- компрессор кондиционера (
- вентилятор радиатора (если приводится ремнем)
- насос охлаждающей жидкости
- вакуумный насос
- воздушный компрессор.
В системе может быть 1 или 2 поликлиновых ремня. Для привода могут использоваться обе стороны ремня. Натяжение ремня поддерживается автоматически пружинным натяжным устройством. Паразитный шкив устанавливается для обеспечения требуемого угла охвата ремнем шкивов. Некоторые системы используют паразитный шкив вместо навесного агрегата, не устанавливаемого на данную модель автомобиля.
Распределительный вал
Стальной распределительный вал устанавливается на пяти подшипниках скольжения, запрессованных в блок двигателя. Распределительный вал, приводится от коленчатого вала цепью. На двигателях LC9/LY5/LMG привод вала непосредственный, на двигателях LY6/L76/L92 - через привод изменения фаз газораспределения. Синхронизирующее кольцо датчика положения распределительного вала установлено с лицевой стороны звездочки распределительного вала, сам датчик установлен на передней крышке двигателя. От осевого перемещения распределительный вал предохраняется фиксатором.
Коленчатый вал
Коленчатый вал отлит из высокопрочного чугуна. Коленчатый вал установлен на пяти коренных подшипниках. Шейки коленчатого вала подрезаны накатаны роликом для упрочнения. В центральном коренном подшипнике устанавливается упорный подшипник. На заднем фланце коленчатого вала напрессовано синхронизирующее кольцо датчика положения вала. Отдельно оно не обслуживается.
Головка блока цилиндров
Головки блока цилиндров отлиты из алюминий и несут запрессованные направляющие втулки и седла клапанов, изготовленные методом порошковой металлургии. В передней части головок выполнены каналы сброса воздуха из системы охлаждения. Клапанные крышки крепятся 4-мя болтами.
Блок цилиндров
На двигателях LC9/L76/L92 блок отлит из алюминия, на двигателях LY5/LMG и LY6 - из чугуна. Блок выполнен по V-образной схеме с углом развала 90 градусов. Крышки коренных подшипников крепятся четырьмя вертикальными и двумя стяжными болтами. Блоки двигателей с и без системы отключения цилиндров разные.
Выпускные коллекторы
Выпускные коллекторы отливаются из чугуна. К каждому выпускному коллектору крепится тепловой экран.
Впускной коллектор
Впускной коллектор общий для обоих полублоков двигателя. В коллектор ввернуты латунные вставки по крепеж топливного коллектора, корпуса дроссельной заслонки и поддержки пучка проводов. По полублокам впускной коллектор уплотняется специальной одноразовой прокладкой. Впускной коллектор не имеет рубашки охлаждения.
Масляный поддон
Масляный поддон отлит из алюминия. Масляный поддон несет масляный фильтр, экран-успокоитель и датчик уровня масла. На моделях ранних годов выпуска в поддоне выполнялся канала для установки байпасного клапана масляного фильтра. Также в поддоне установлен редукционный клапан по давлению масла системы управления подачей топлива. Очень важно правильно установить поддон в месте стыка задней части блока и картера АКПП.
Поршень и шатун
Поршни отлиты из алюминия и имеют два компрессионных и одно маслосъемное кольцо. Головка поршня может быть плоской или с вытеснителем. Установка пальца в поршне и шатуне проводится с зазором. Поршни двигателей всех моделей имеют графитовое покрытие юбки. Поршень и палец заменяются только парой.
Клапанная крышка
Клапанные крышки отлиты из алюминия. Крышки несут катушки зажигания. В крышке левого полублока устанавливается клапан системы вентиляции картера, в крышке правого полублока имеется маслозаливная горловина и канал подачи воздуха системы вентиляции картера.
Привод клапанов
Клапаны от распределительного вала приводятся через гидравлические толкатели, штанги и коромысла. Зазор в приводе клапанов отсутствует На некоторых моделях двигателей для повышения топливной экономичности на некоторых режимах работы могут быть отключены 1, 4, 6 и 7 цилиндры, (четные цилиндры находятся в правом полублоке, нечетные цилиндры - в левом полублоке).
Система отключения цилиндров
Система активного управления топливоподачей компании General Motors при небольшой нагрузке на двигатель для повышения топливной экономичности может отключить четыре из восьми цилиндров, превращая двигатель из схемы V8 в схему V4.
Масляный коллектор гидравлических толкателей системы отключения цилиндров
Масляный коллектор (1) гидравлических толкателей крепится болтами к верхней части блока двигателя под впускным коллектором. В коллекторе установлены четыре нормально закрытых электромагнитных клапана (2). Каждый электромагнитный клапан направляет моторное масло к толкателям (5) впускного и выпускного клапана. Давление масла в системе регулируется редукционным клапаном (6), который устанавливается в масляном поддоне.
Масляный коллектор гидравлических толкателей системы отключения цилиндров
Когда возникают предпосылки для отключения цилиндров, электронный блок управления начинает активировать электромагнитные клапаны в порядке работы цилиндров. При активации электромагнитных клапанов моторное масло по восьми вертикальным каналам (два на цилиндр) из масляного коллектора подается в галерею толкателей в блоке двигателя и двигатель переходит в схему V4, см. ниже. Когда рабочие условия требуют возвращения к схеме V8, блок управления двигателем деактивирует электромагнитные клапаны и масло сбрасывается из полости толкателя в масляный коллектор.
В корпусе масляного коллектора выполнено несколько каналов для сброса воздуха, попавшего в систему.
Чтобы предотвратить попадание грязи в гидравлическую систему управления клапанами на входе в масляный коллектор устанавливается заменяемый масляный фильтр (4). За фильтром установлен датчик давления масла (3), сигнал которого обрабатывается блоком управления двигателем.
Толкатели системы отключения цилиндров
Толкатели системы отключения цилиндров
При работе двигателя по схеме V8 функционирование толкателей системы отключения цилиндров ничем не отличается от функционирования обычных толкателей. Здесь электромагнитные клапаны масляного коллектора закрыты и давление масла в полость толкателя не передается. Штанга (1) толкателя перемещается вверх и вниз и через коромысло приводит клапаны цилиндра. Нагруженные усилием пружины фиксирующие пальцы (5) выступают из внутреннего корпуса толкателя и механически соединяют внутренний корпус толкателя (4) с внешним корпусом (3).
Когда блок управления двигателем принимает решение об отключении цилиндров, электромагнитные клапаны направляют масло из масляного коллектора на вход (6) толкателя. Давление масла преодолевает усилие пружины фиксирующих пальцев, задвигая пальцы (11) в корпус и разрывая механическую связь обоих корпусов толкателя. Двигатель переходит на работу по схеме V4. Сейчас штанга (7) остается неподвижной, а внешний корпус (9) перемещается вверх и вниз независимо от перемещения внутреннего корпуса (10). Пружина (8) сохраняет контакт в приводе, исключая шум клапанного привода.
Когда блок управления переводит двигатель в режим V8, давление на входе в толкатель сбрасывается, пружина стопорных пальцев восстанавливает механическую связь в толкателе.
Привод системы изменения фаз газораспределения и электромагнитный клапан
Привод изменения фаз газораспределения. 1 - синхронизирующее кольцо датчика положения распределительного вала, 2 - палец, 3 - возвратная пружина, 4 - передняя крышка, 5 - палец фиксатора, 6 - пружина фиксатора, 7 - лопасти, 8 - ротор, 9 - статор, 10 - задняя крышка, 11 - болт
Распределительный вал двигателей со сменой фаз газораспределения имеет канал подвода масла в привод.
Масло на привод из системы смазки двигателя подается из шейки 2-го подшипника.
Электромагнитный клапан привода изменения фаз состоит из корпуса, золотникового клапана (1), возвратной пружины (2), масляного фильтра (3), пружины обратного клапана (4) и шарика обратного клапана (5).
Положение золотникового клапана определяет магнит системы и блок управления двигателем.
Когда золотниковый клапан перемещается в определенное положение, масло через клапан поступает на привод изменения фаз. Электромагнитный клапан должен заменяться каждый раз после его снятия. Магнит привода (752) расположен в передней крышке двигателя и уплотняется прокладкой (753).
Магнитом привода управляет блок управления двигателем посредством модулированного 12-вольтного сигнала При активации магнита перемещается золотниковый клапан электромагнитного клапана привода.
Привод изменения фаз представляет собой гидромотор лопастного типа, который меняет угловое положение распределительного вала относительно положения коленчатого вала.
Подъем и продолжительность открытия клапанов при этом остаются неизменными. Привод изменения фаз обслуживается только в сборе.