Снятие и установка. Если необходим ремонт только масляного насоса, снимите двигатель с автомобиля (см. подраздел «Снятие и установка двигателя»), установите на поворотный стенд, слейте масло из картера, переверните двигатель и снимите картер. Затем отверните болты крепления масляного насоса и снимите его вместе с приемным патрубком.
Операции по установке масляного насоса на двигатель выполняйте в последовательности, обратной снятию.
Рис. 2-68. Основные размеры деталей масляного насоса и его привода.
Разборка и сборка. Закрепите масляный насос в тисках осторожно, чтобы не повредить корпус, а затем:
- выверните болты крепления и снимите приемный патрубок вместе с редукционным клапаном давления масла;
- снимите крышку 3 (рис. 2-69) корпуса насоса и извлеките из корпуса валик насоса с ведущей шестерней и ведомую шестерню.
Рис. 2-69. Разборка масляного насоса:
1 - редукционный клапан;
2 - пружина клапана;
3 - крышка;
4 - корпус;
5 - валик.
Для сборки осторожно закрепите корпус насоса в тисках и выполните следующие операции:
- установите в корпус насоса ведущую шестерню с валиком, ведомую шестерню наденьте на ось в корпусе;
- установите крышку насоса, редукционный клапан с пружиной и прикрепите приемный патрубок к корпусу насоса.
Примечание. После сборки насоса при проворачивании ведущего валика рукой шестерни должны вращаться плавно и без заедания.
Проверка деталей насоса. После разборки все детали насоса промойте керосином или бензином, продуйте струей сжатого воздуха, а затем осмотрите корпус и крышку насоса; при наличии трещин детали замените новыми.
Рис. 2-70. Проверка радиального зазора в масляном насосе.
Проверьте набором щупов зазоры между зубьями шестерен, а также между наружными диаметрами шестерен и стенками корпуса насоса (рис. 2-70), которые должны быть соответственно 0,15 мм (предельно допустимый 0,25 мм) и 0,11-0,18 мм (предельно допустимый 0,25 мм). Если зазоры превышают предельно допустимые значения, то замените шестерни, а при необходимости и корпус насоса.
Щупом и линейкой (рис. 2-71) проверьте зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса, который должен быть равен 0,066-0,161 мм (предельно допустимый 0,20 мм). Если зазор больше 0,20 мм, замените шестерни или корпус насоса в зависимости от того, что подверглось износу.
Рис. 2-71. Проверка осевого зазора в масляном насосе.
Измерив детали, определите зазор между ведомой шестерней и ее осью, который должен быть 0,017-0,057 мм (предельно допустимый 0,10 мм), а также между валиком насоса и отверстием в корпусе. Этот зазор должен быть 0,016-0,055 мм (предельно допустимый 0,10 мм). Если зазоры превышают предельно допустимые, замените изношенные детали.
Проверка редукционного клапана. При ремонте масляного насоса проверьте редукционный клапан. Обратите внимание на поверхности клапана и отверстия в приемном патрубке, так как возможные загрязнения или отложения на сопрягаемых поверхностях могут привести к заеданию клапана.
На сопрягаемых поверхностях клапана и крышки насоса не должно быть забоин и заусенцев, которые могут привести к уменьшению давления масла в системе.
Проверьте упругость пружины редукционного клапана, сравните полученные данные с приведенными на рис. 2-72.
Рис. 2-72. Основные данные для проверки пружины редукционного клапана.