Особенности устройства
Распределительный вал — чугунный, опирается на пять шеек и вращается в алюминиевом корпусе подшипников, установленном на головке цилиндров. Основные размеры распределительного вала и корпуса подшипников даны на рис. 2-56. Поверхности кулачков отбеливаются для повышения износостойкости. От осевых перемещений распределительный вал удерживается упорным фланцем, помещенным в проточке передней опорной шейки вала.
Рис. 2-56. Основные размеры распределительного вала и корпуса подшипников.
Привод распределительного вала осуществляется от ведущей звездочки 8 (см. рис. 2-12) коленчатого вала однорядной роликовой цепью 1. Этой же цепью приводится и звездочка 7 вала привода масляного насоса. Цепной привод имеет гидронатяжитель 4 с башмаком 2 и успокоителем 6 цепи.
Гидронатяжитель обеспечивает натяжение цепи сразу после его установки.
Замена цепи
Для снятия цепи затормозите автомобиль стояночным тормозом, снимите аккумуляторную батарею.
Соблюдая рекомендации, изложенные в разделе «Снятие и установка двигателя», слейте охлаждающую жидкость, снимите радиатор в сборе с вентиляторами, воздушный фильтр, шланг впускной трубы.
Отсоедините колодки жгута проводов системы зажигания от датчика фаз и от датчика положения коленвала. Снимите с головки цилиндров датчик фаз.
Снимите крышку головки цилиндров и поверните коленчатый вал до совмещения метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников (см. рис. 2-26), а метки на демпфере коленвала с длинной меткой на крышке привода распределительного вала.
Ослабьте натяжение ремней привода вспомогательных агрегатов и компрессора, снимите ремни.
Отверните болт крепления звездочки распределительного вала.
Отсоедините трубку подвода масла от гидронатяжителя, отверните две гайки и снимите гидронатяжитель.
Снимите звездочку распределительного вала.
Включите четвертую передачу в коробке передач, отверните гайку и снимите с коленчатого вала демпфер.
Отверните гайки крепления крышки к блоку цилиндров и болты крепления масляного картера к крышке, снимите крышку привода распределительного вала с прокладкой.
Отверните болт крепления башмака натяжителя цепи, болты крепления успокоителя цепи, снимите башмак, успокоитель и цепь привода распределительного вала.
Установку цепи выполняйте в порядке обратном снятию, соблюдая рекомендации, изложенные в подразделе «Сборка двигателя». Цепь перед установкой смажьте моторным маслом. Под крышку привода распределительного вала и крышку головки цилиндров устанавливайте новые прокладки.
Проверка технического состояния
Распределительный вал. На опорных шейках распределительного вала не допускаются задиры, забоины, царапины, наволакивание алюминия от корпусов подшипников. На рабочих поверхностях кулачков не допускается износ свыше 0,5 мм, а также задиры и износ кулачков в виде огранки.
Установите распределительный вал крайними шейками на две призмы, расположенные на поверочной плите, и замерьте индикатором радиальное биение средних шеек, которое должно быть не более 0,03 мм. Если биение превышает указанное значение, то выправьте вал на рихтовочном прессе.
Корпус подшипников распределительного вала. Промойте и очистите корпус подшипников и каналы для подвода масла.
Проверьте диаметр отверстий в опорах. Если зазор между шейками распределительного вала и опорами превышает 0,2 мм (предельный износ), корпус подшипников замените.
Внутренние опорные поверхности должны быть гладкими, без задиров; если имеются повреждения — замените корпус подшипников. Проверьте, нет ли трещин на корпусе. Если имеются трещины, то замените корпус подшипников распределительного вала.
Гидронатяжитель. При ремонте корпус натяжителя и плунжер составляют пару, в которой замена одной детали другой после подбора не допускается, поэтому натяжитель ремонту не подлежит и заменяется новым.
Проверьте, нет ли повышенного износа на башмаке и успокоителе; если необходимо замените их.
Цепь привода распределительного вала. Промойте цепь в керосине, а затем проверьте состояние ее звеньев. На роликах и щечках не допускаются сколы, трещины и другие повреждения.
При работе двигателя детали цепи изнашиваются, поэтому цепь вытягивается. Она считается работоспособной, пока натяжитель обеспечивает ее натяжение, т.е. если удлинение цепи не превышает 4 мм.
Длину цепи определите с помощью приспособления 67.7824-9521 внешний вид которого показан на рисунке 2-57.
Рис. 2-57. Приспособление 67.7824-9521 для проверки износа (вытяжки) цепи:
1 - ролик;
2 - регулировочная гайка;
3 - противовес.
Рис. 2-58. Схема проверки износа (вытяжки) цепи:
1- ролики.
Схема измерения длины цепи приведена на рисунке 2-58.
Приспособление 67.7824-9521 имеет два ступенчатых измерительных ролика 1, на которые устанавливают цепь при измерении ее длины. Один из роликов закреплен в корпусе приспособления неподвижно, а второй может перемещаться под действием измерительного усилия P. С помощью противовеса 3 (см. рис. 2-57) цепь растягивается усилием 294 Н (30 кг·с) или 147 Н (15 кг·с). Регулировочной гайкой 2 обеспечивается параллельность оси противовеса относительно основания приспособления.
Длина цепи определяется межцентровым расстоянием L измерительных роликов 1 (см. рис. 2-58). У новой цепи длина L составляет 495,4-495,8 мм. Если в результате износа цепь имеет длину 499,8 мм, ее следует заменить.
Измерение длины цепи производите в следующей последовательности:
- растяните цепь усилием 294 Н (30 кгс), поставив противовес 3 (см. рис. 2-57) в крайнее правое положение, затем уменьшите усилие до 147 Н (15 кг·с), сдвинув противовес в крайнее левое положение;
- повторите еще раз обе операции;
- измерив штангенциркулем внутреннее расстояние между измерительными роликами 1 и, прибавив к нему диаметр ролика d, получите длину цепи L (расстояние между осями измерительных роликов).
Перед установкой на двигатель смажьте цепь моторным маслом.