Первое поколение (2002–2017)
Разработка альтернативы обычной «Ниве» на АвтоВАЗе начались в конце 80-х годов. Концепт нового ВАЗ-2123 «Нива» показали публике на Московском международном автосалоне 1998 года. Мелкие партии автомобилей выпускали в 2001 году, а в 2002 году было создано совместное предприятие «GM-АвтоВАЗ» и права на эту модель были переданы этой компании. Первоначальная цена была почти в два раза выше классической «Нивы» ВАЗ-2121.
Шнива производится в двух комплектациях — базовый уровень отделки L и улучшенный GLS, который включает в себя кожаные сиденья плюс подогрев передних, более продвинутую аудиосистему, изотермические тонированные стекла, противотуманные фары и т.д. Также можно увидеть значки LC и GLC, что соответствует уже описанным комплектациям, но с кондиционером. С 2004 года все наружные зеркала заднего вида электроприводом и обогревом. Почти все детали автомобиля (98%) являются российскими.
Двигатель устанавливали только один вариант — бензиновый инжекторный объемом 1,7 литров и мощностью 80 л.с. при 5000 об/мин, крутящий момент 127 Н·м при 3800 об/мин, 4-х цилиндровый рядник. Трансмиссия также одна 5-ти скоростная механическая.
В ноябре 2006 года стали производить модификацию FAM-1 с заводским индексом ВАЗ-21236. На него устанавливали двигатель Opel Z18XE объемом 1,8 литров и мощностью 125 л.с. при 5600 об/мин и крутящим моментом 170 Н·м при 3800 об/мин. Помимо этого автомобиль имел более богатую комплектацию и опции (подушки безопасности, кондиционер, системой АБС и т.д.). В 2008 году проект FAM-1 свернули и всего было произведено около тысячи таких автомобилей. Также есть модификация «Трофи», созданная для езды по бездорожью.
В 2009 году автомобилю провели рестайлинг. Этим занималась итальянская дизайнерская компания Stile Bertone. В этом же году выпустили 150 автомобилей специального цвета черный неметаллик с хромированными элементами к семилетию производства Шнивы. В 2010 году выпустили 300 автомобилей светло-сиреневого цвета и уникальными элементами. К 100-летию компании Chevrolet выпустили 300 юбилейных автомобилей — 250 цвета темный серо-зелёный металлик и 50 ярко-красный металлик. К 12-летию выпуска автомобиля также выпустили ограниченную спецсерию цвета серебристо-зелёный металлик («Тундра»).
Безопасность автомобиля в крэш-тесте ARCAP проверили в 2003 году. Итог довольно печальный — всего 1,6 балла из 16 и не присвоили ни одной звезды.
Второе поколение (2017–настоящее время)
На Московском автосалоне 2014 года представили публики концепт второго поколения Шнивы. Производство планировали начать в 2016 году, но в марте 2015 года разработка была приостановлена. На данный момент построены штамповочный и кузовной цеха, начато строительство завода для производства двигателей, разработанных PSA Peugeot Citroën и пройдены ходовые испытания предсерийной модели.