Причина неисправности | Методы устранения |
Сцепление пробуксовывает (при резком нажатии педали «газа» двигатель набирает обороты, но автомобиль почти не разгоняется) | |
Замасливание маховика, нажимного диска и фрикционных накладок ведомого диска сцепления | Тщательно промойте уайт-спиритом или бензином замасленные поверхности и насухо протрите их. Сильно замасленный ведомый диск замените. Устраните причину замасливания (течь масла через сальники двигателя или КП) |
Снижение усилия диафрагменной пружины | Замените кожух с нажимным диском в сборе («корзину») |
Сильный износ или пригорание фрикционных накладок ведомого диска | Замените ведомый диск в сборе |
Поршень главного цилиндра сцепления медленно возвращается в исходное положение из-за разбухания резиновых манжет | Замените манжеты или цилиндр в сборе. При подозрении на попадание бензина или других растворителей в жидкость гидропривода сцепления замените ее |
Сцепление ведет (затруднено переключение передач переднего хода, передача заднего хода переключается с шумом при исправной коробке передач) | |
Неправильная регулировка привода сцепления (мал полный ход педали, увеличен ее свободный ход) | Отрегулируйте привод |
В систему гидропривода попал воздух (педаль «мягкая») | Подтяните соединения, прокачайте систему. При утечке из главного или рабочего цилиндров замените их манжеты или цилиндры в сборе |
Неисправен обратный клапан главного цилиндра сцепления | Разберите главный цилиндр, промойте и очистите детали. Замените неисправный клапан |
Заедание вала вилки выключения сцепления во втулках | Замените смазку во втулках или сами втулки |
Ослабление заклепок или поломка фрикционных накладок, коробление ведомого диска (торцевое биение более 0,5 мм) | Замените ведомый диск |
Сильный и неравномерный износ, задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска сцепления | Замените маховик. При повреждении поверхности нажимного диска замените кожух с нажимным диском в сборе («корзину» сцепления) |
Перекос или коробление нажимного диска | Замените кожух с нажимным диском в сборе («корзину» сцепления) |
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач | Очистите шлицы от грязи, мелкие повреждения устраните надфилем. При значительном износе или повреждении шлицев замените диск и/или первичный вал коробки передач. Перед сборкой нанесите на шлицы смазку ШРУС-4 |
Сцепление не выключается (педаль «проваливается») | |
Воздух в системе гидропривода | Подтяните соединения, прокачайте систему. При утечке из главного или рабочего цилиндров замените их манжеты или цилиндры в сборе |
Сцепление не выключается (педаль «проваливается»). Кратковременно выключить сцепление удается только резким нажатием на педаль | |
Сильный износ, дефекты зеркала главного цилиндра; грязь в цилиндре | Замените цилиндр |
Износ или дефект манжеты главного цилиндра | Замените цилиндр в сборе |
Рывки при трогании | |
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач | Очистите шлицы от грязи, мелкие повреждения устраните надфилем. При значительном износе или повреждении шлицев замените диск и/или первичный вал коробки передач. Перед сборкой нанесите на шлицы свежую смазку ШРУС-4 |
Деформация ведомого диска | Замените ведомый диск |
Ослабление крепления фрикционных накладок ведомого диска, сильный износ или трещины на накладках | Замените ведомый диск |
Потеря упругости пружинных пластин ведомого диска | Замените ведомый диск |
Значительная осадка или поломка пружин гасителя крутильных колебаний, износ окон под пружины | Замените ведомый диск |
Задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска | Замените маховик или кожух сцепления с нажимным диском в сборе («корзину» сцепления) |
Замасливание рабочих поверхностей фрикционных накладок ведомого диска | Тщательно промойте уайт-спиритом или бензином замасленные поверхности и насухо протрите их. Сильно замасленный ведомый диск замените. Устраните причину замасливания |
Причина неисправности | Методы устранения |
Дребезжание, стук или шум при включении сцепления | |
Значительная осадка или поломка пружин гасителя крутильных колебаний, износ окон под пружины | Замените ведомый диск |
Деформация ведомого диска | Замените ведомый диск |
Ослабление крепления фрикционных накладок ведомого диска, сильный износ или трещины на накладках | Замените ведомый диск |
Повышенный шум при выключении сцепления | |
Износ, повреждение или утечка смазки из подшипника выключения сцепления | Замените подшипник |
После отпускания педали сцепления она не возвращается в исходное положение | |
Воздух в системе гидропривода | Прокачайте систему, подтяните соединения |
Потеряла упругость или сломана возвратная пружина педали | Замените пружину |
Шум в коробке передач (шум уменьшается или исчезает, если выжать сцепление) | |
Недостаточный уровень масла в картере коробки передач | Проверьте уровень, при необходимости долейте масло. Проверьте, нет ли течи (см. «Утечка масла из коробки передач»). Продуйте сапун |
Низкое качество масла. В масло попала вода (при попадании воды в масло образуется эмульсия белесоватого цвета) | Замените масло |
Износ или повреждение подшипников, зубьев шестерен | Замените изношенные подшипники, шестерни |
Передачи включаются с трудом, посторонние шумы отсутствуют | |
Деформирована тяга управления коробкой передач | Выправьте или замените тягу |
Деформированы детали механизма переключения передач | Замените поврежденные детали |
Ослаблен болт клеммного зажима наконечника тяги управления коробкой передач | Отрегулируйте привод и затяните болт |
Неправильная регулировка привода управления коробкой передач | Отрегулируйте привод |
Износ наружных шарниров тяг механизма переключения передач | Замените вышедшие из строя детали или замените механизм в сборе |
Износ, ослабление посадок вилок переключения передач | Ремонт коробки передач |
Не полностью выключается сцепление | См. диагностику неисправностей сцепления |
Передачи самопроизвольно выключаются | |
Повреждение или износ шлицев на муфте, шестерне или ступице синхронизатора | Замените дефектные детали |
Неправильная регулировка привода | Отрегулируйте привод |
Потеряли упругость или разрушились опоры силового агрегата | Замените опоры |
Шум, треск, визг шестерен в момент включения передачи | |
Нет масла в картере коробки передач | Долейте масло. Проверьте, нет ли течи (см. «Утечка масла из коробки передач»). Продуйте сапун |
Сцепление выключается не полностью | См. диагностику неисправностей сцепления |
Повреждены подшипники, зубья шестерен | Замените подшипники, шестерни |
Износ кольца синхронизатора включаемой передачи | Замените кольцо синхронизатора |
Шум главной передачи (шум со стороны коробки передач только при движении автомобиля) | |
Износ или разрушение подшипников | Замените разрушенные и изношенные подшипники вторичного вала и дифференциала. Отрегулируйте предварительный натяг подшипников коробки дифференциала |
Утечка масла из коробки передач | |
Износ сальников: первичного вала, ШРУСов, износ уплотнения вала привода датчика скорости | Замените сальники. Продуйте сапун коробки передач |
Ослабли болты крепления крышек и картеров коробки передач, повреждены прокладки между их сопрягающимися поверхностями | Подтяните резьбовые соединения. Замените прокладки |
Стук при трогании | |
Износ шарниров привода колеса | Замените изношенные шарниры |
Износ резинового элемента опоры амортизаторной стойки, резинометаллических шарниров (сайлент-блоков) и подушек рычагов подвески, стоек штанги стабилизатора | Замените изношенные детали |
Ослабли крепления штанги стабилизатора поперечной устойчивости к кузову, сайлент-блоков и подушек рычагов подвески, опоры стойки | Подтяните резьбовые соединения |
Неисправен амортизатор стойки | Замените оба амортизатора |
Сильный износ подшипника ступицы переднего колеса или ослабление крепления гайки подшипника ступицы | Подтяните гайку подшипника ступицы колеса, при необходимости замените подшипник |
Поломка пружины подвески | Замените пружину (лучше менять сразу обе пружины подвески — левую и правую) |
Отслоение тормозной накладки от основания колодки | Замените колодки (одновременно все на одной оси) |
Потеряли упругость или разрушились опоры силового агрегата | Замените опоры |
Неисправно сцепление | См. диагностику неисправностей сцепления |
Шум при движении автомобиля по ровному шоссе | |
Износ подшипников ступиц колес | Замените подшипники |
Шины не предназначены для данных условий эксплуатации (на асфальте используются вездеходные, шипованные шины и т. п.) | Используйте шины в соответствии с их назначением |
Высокая скорость в поворотах | Снижайте скорость перед поворотом |
Неравномерный износ или отслоение протектора, деформация шины, обода | Замените колесо |
Колесо задевает за подкрылок | Проверьте углы установки колес, при необходимости замените деформированные детали подвески, просевшие пружины. Не перегружайте автомобиль. Используйте колесные диски штатного размера |
Детали тормозного механизма задевают за тормозной диск/барабан | Разберите узел, дефектные детали замените |
Ослабли болты крепления колеса | Подтяните болты, при деформации колесного диска — замените диск |
Отслоение тормозной накладки от основания колодки | Замените колодки (одновременно все на одной оси) |
Стук при проезде небольших неровностей | |
Неисправен амортизатор или опора амортизаторной стойки | Замените оба амортизатора или опору амортизаторной стойки |
Износ шаровой опоры | Замените шаровую опору или рычаг в сборе с опорой |
Износ стоек стабилизатора поперечной устойчивости | Замените стойки стабилизатора |
Стуки, скрипы при работе подвески (движение по бездорожью) | |
Перегрузка автомобиля | Не перегружайте автомобиль. Распределяйте груз равномерно (используйте салон) |
Неисправен амортизатор | Замените оба амортизатора |
Разрушен буфер хода сжатия | Замените буфер |
Осадка или поломка пружины подвески | Замените обе пружины — левую и правую |
Разрушение или осадка опоры амортизаторной стойки | Замените опору |
Погнуты рычаги подвески, стабилизатор поперечной устойчивости, рулевые тяги, балка задней подвески. Ослабло крепление этих деталей | Проверьте, не задевают ли при работе подвески рулевые тяги за окна в брызговиках при крайних положениях колес. Деформированные детали выправьте или замените. Подтяните резьбовые соединения |
Износ шаровых опор и сайлент-блоков передней подвески | Замените изношенные детали |
Ослабло крепление рулевого колеса, кронштейна рулевой колонки, рулевого механизма, пробки упора рейки, шаровых пальцев рулевых тяг, болта крепления нижнего фланца эластичной муфты на валу-шестерне | Подтяните резьбовые соединения, отрегулируйте зазор в рулевом механизме |
На амортизаторе видны следы амортизаторной жидкости | |
Утечка жидкости из амортизатора (из-за износа сальника штока, забоин и повреждения хромового покрытия штока) | Незначительное «отпотевание» амортизатора в верхней части при сохранении его характеристик не является неисправностью. Проверить амортизаторы можно раскачав автомобиль. Допускается не более 1-2 свободных колебаний автомобиля. Замените неисправный амортизатор |
На чехле шарнира и /или валу привода колеса видны следы смазки шарнира | |
Поврежден защитный чехол шарнира, ослабли его хомуты | Осмотрите шарнир, при наличии люфта — замените. Если люфта нет, а грязи в смазке немного, не разбирая шарнир, удалите из него как можно больше смазки и заложите новую. Замените поврежденный чехол, хомуты |
Стук, щелчки при поворотах автомобиля | |
Износ наружного шарнира привода колеса | Замените шарнир |
Осевой люфт колеса (сильный износ подшипника ступицы колеса или ослабление крепления гайки подшипника ступицы) | Подтяните гайку подшипника ступицы колеса, при необходимости замените подшипник |
Износ подшипника верхней опоры амортизаторной стойки, резинового элемента опоры | Замените опору |
Ослабли болты крепления колеса | Подтяните болты, при деформации колесного диска — замените диск |
Поломка пружины подвески | Замените обе пружины подвески — левую и правую |
Ослабли крепления штанги стабилизатора поперечной устойчивости к кузову, сайлент-блоков рычагов подвески, опоры стойки | Подтяните резьбовые соединения |
Ослабло крепление рулевого колеса, кронштейна рулевой колонки, рулевого механизма, пробки упора рейки, шаровых пальцев рулевых тяг | Подтяните резьбовые соединения, отрегулируйте зазор в рулевом механизме |
Причина неисправности | Методы устранения |
Вибрация при движении автомобиля | |
Увеличенный дисбаланс колес | Отбалансируйте колеса |
Неравномерный износ или отслоение протектора, деформация шины, обода | Замените колесо |
Неисправен амортизатор | Замените оба амортизатора на оси |
Сильный износ шарниров привода колеса | Замените изношенные шарниры |
Деформация вала привода колес | Замените вал или привод в сборе |
Осевой люфт колеса (сильный износ подшипника ступицы колеса или ослабление крепления гайки подшипника ступицы) | Подтяните гайку подшипника ступицы колеса, при необходимости замените подшипник |
Ослабло крепление рычагов, подвески, стабилизатора поперечной устойчивости, рулевых тяг | Подтяните резьбовые соединения |
Увод автомобиля от прямолинейного движения (на ровной дороге) | |
Неодинаковое давление воздуха в шинах | Установите нормальное давление |
Нарушение углов продольного наклона оси поворота и/или развала передних колес | Проверьте и отремонтируйте детали передней подвески, кузова |
Значительная разница в износе шин | Замените изношенную шину |
Неодинаковая осадка пружин передней подвески | Замените обе пружины |
Деформированы детали подвески и/или кузова автомобиля | Выправьте или замените деформированные детали и панели кузова |
Смещение задней оси из-за износа сайлент-блоков балки задней подвески | Замените сайлент-блоки |
Подтормаживание колеса из-за заклинивания поршня колесного цилиндра | Замените цилиндр |
Подтормаживание переднего колеса из-за ослабления болтов крепления направляющей колодок к поворотному кулаку (смещен суппорт) | Затяните болты |
Подтормаживание заднего колеса из-за ослабления или поломки стяжной пружины задних тормозных колодок | Замените пружину |
Повышенный дисбаланс передних колес | Отбалансируйте колеса |
Быстрый износ протектора шин | |
Высокая скорость движения, старты с пробуксовкой колес, торможение «на юз», прохождение поворотов с заносом или сносом колес | Соблюдайте нормальный скоростной режим движения |
Давление в шинах отличается от нормы | Установите нормальное давление |
Нарушены углы установки передних колес | Проверьте и отремонтируйте детали передней подвески, кузова |
Попадание на протектор агрессивных по отношению к резине материалов — битума, масла, бензина, растворителей, кислот и т. п. | Замените шину |
Неравномерный износ протектора шин | |
Повышенный дисбаланс колес | Отбалансируйте колеса |
Деформация шины, обода | Замените колесо |
Разное давление в шинах | Установите нормальное давление |
Нарушены углы установки передних колес | Проверьте и отремонтируйте детали передней подвески, кузова |
Высокая скорость движения в поворотах, их прохождение с заносом или сносом колес | Соблюдайте нормальный скоростной режим движения |
Осевой люфт колеса (сильный износ подшипника ступицы колеса или ослабление крепления гайки подшипника ступицы) | Подтяните гайку подшипника ступицы колеса, при необходимости замените подшипник |
Износ шарниров, деформация деталей подвески или кузова | Замените шарниры, деформированные детали подвески, лонжероны, панели кузова |
Люфт в рулевом управлении (см. также «Увеличенный свободный ход рулевого колеса») | Замените изношенные шарниры, подтяните резьбовые соединения, отрегулируйте зазор между шестерней и рейкой в рулевом механизме |
Неисправен амортизатор | Замените оба амортизатора |
Увеличенный свободный ход рулевого колеса | |
Ослабла затяжка гаек крепления шаровых пальцев наружных наконечников тяг | Затяните гайки |
Увеличенный зазор в шаровых шарнирах, износ резинометаллических шарниров тяг | Замените наконечники тяг |
Большой зазор между упором рейки и гайкой | Отрегулируйте зазор в рулевом механизме |
Рулевое колесо вращается туго | |
Неисправен гидроусилитель рулевого управления | Замените насос гидроусилителя или рулевой механизм |
Поврежден подшипник верхней опоры стойки передней подвески | Замените опору |
Повреждены опорная втулка или упор рейки | Замените поврежденные детали, заложите смазку |
Низкое давление в шинах передних колес | Установите нормальное давление |
Повреждены шарниры рулевых тяг | Замените наконечники тяг |
Повреждены подшипники вала-шестерни рулевого механизма | Замените подшипники |
Скрип, визг при торможении | |
Предельный износ тормозных накладок | Замените тормозные колодки (одновременно все на одной оси) |
Включение в материал накладки инородных частиц (песка) | Как правило, не требует вмешательства (можно очистить накладки металлической щеткой) |
Низкое качество материала накладки | Замените колодки (одновременно все на одной оси) |
Сильная коррозия тормозного диска (из-за низкого качества материала диска и/или накладки) | Замените тормозные диски |
Накладка тормозной колодки отслоилась от основания | Замените колодки (одновременно все на одной оси) |
Ослабла или сломана стяжная пружина задних тормозных колодок | Замените пружину |
Торможение с блокировкой колес | Не перетормаживайте, применяйте шины, соответствующие условиям движения |
Вибрация при торможении | |
Деформация тормозного диска | Замените оба диска |
Повышенный осевой люфт колеса (сильный износ подшипника ступицы колеса или ослабление крепления гайки подшипника ступицы) | Подтяните гайку подшипника ступицы колеса, при необходимости замените подшипник |
Овальность тормозного барабана | Замените барабан |
Заклинен поршень в заднем колесном цилиндре | Замените цилиндр |
Накладка тормозной колодки отслоилась от основания | Замените колодки (одновременно все на одной оси) |
Ослабла или сломана стяжная пружина задних тормозных колодок | Замените пружину |
Увод или занос автомобиля при торможении | |
Заклинивание поршня колесного цилиндра | Замените цилиндр |
Закупорка тормозных магистралей: трубок или шлангов | Замените поврежденные трубки и шланги |
Отслоение накладки от основания тормозной колодки | Замените колодки (лучше одновременно все на одной оси) |
Замасливание тормозных дисков, барабанов, накладок | Замасленные диски и барабаны очистите, колодки замените. Устраните причину замасливания |
На поверхности накладок образовалась ледяная или соляная корка (зимой). Накладки намокли | В начале движения, на малой скорости проверяйте тормоза. В дождь и после проезда глубоких луж подсушивайте тормоза легкими нажатиями педали тормоза |
Разное давление в шинах левых и правых колес | Установите нормальное давление |
Значительная разница в износе шин | Замените изношенную шину |
Неисправен регулятор давления | Замените регулятор |
Не работает один из контуров рабочей тормозной системы (эффективность торможения значительно снижена) | Устраните утечку жидкости из тормозной системы, прокачайте систему |
Деформация тормозного диска | Замените оба диска |
Осевой люфт колеса (сильный износ подшипников передних колес или ослабление крепления гайки подшипника ступицы) | Подтяните гайку подшипника ступицы колеса, при необходимости замените подшипник |
Овальность тормозного барабана | Замените барабан |
Неисправен амортизатор стойки | Замените оба амортизатора |
Неодинаковая осадка пружин передней подвески | Замените обе пружины |
Нарушены углы установки колес | Проверьте и отремонтируйте детали передней подвески, кузова |
Увеличенный ход педали тормоза (педаль «мягкая» или «проваливается») | |
Воздух в тормозной системе, утечка тормозной жидкости через неплотности соединений гидропривода, повреждение манжет в главном тормозном цилиндре, уплотнительных колец в регуляторе давления, повреждение тормозных трубок и шлангов | Осмотрите все магистрали, их резьбовые соединения и цилиндры, устраните негерметичность. Восстановите нормальный уровень жидкости в тормозном бачке и прокачайте систему. При обнаружении повреждений тормозных шлангов (трещин, вздутий или следов тормозной жидкости) замените шланги. При подозрении на дефекты в главном тормозном цилиндре замените его на исправный |
Разбухли резиновые манжеты цилиндров из-за попадания в тормозную жидкость масла, бензина и т. п. | Замените цилиндры, шланги, полностью слейте тормозную жидкость, промойте систему свежей жидкостью и прокачайте |
Перегрев тормозных механизмов | Дайте остыть тормозам. Применяйте в системе только тормозные жидкости DOT-4. Вовремя заменяйте тормозную жидкость |
Увеличен зазор между колодками и барабаном (не работает устройство автоматического регулирования зазора) | Замените элементы механизма автоматической регулировки зазора |
Не работает один из контуров рабочей тормозной системы | Устраните утечку жидкости из тормозной системы, прокачайте систему |
Повышенное (более 0,1 мм) биение тормозного диска | Замените оба диска |
Причина неисправности | Методы устранения |
Ход педали тормоза в пределах нормы (педаль «жесткая»), но автомобиль тормозит плохо | |
Заклинивание поршня колесного цилиндра | Замените цилиндр |
Закупорка тормозных магистралей: трубок (из-за вмятин) или шлангов (из-за разбухания или расслоения резины) | Замените поврежденные трубки и шланги |
Замасливание тормозных дисков, барабанов, накладок | Замасленные диски и барабаны очистите, колодки замените. Устраните причину замасливания |
Полный износ тормозных накладок (скрежет тормозов) | Замените тормозные колодки (одновременно все на одной оси) |
На поверхности накладок образовалась ледяная или соляная корка (зимой). Накладки намокли | В начале движения, на малой скорости проверяйте тормоза. В дождь и после проезда глубоких луж подсушивайте тормоза легкими нажатиями педали тормоза |
Низкое качество материала накладок | Замените колодки (одновременно все на одной оси) |
Сильная коррозия тормозного диска (из-за низкого качества материала диска и/или накладки) | Замените диски |
Накладка тормозной колодки отслоилась от основания | Замените колодки (одновременно все на одной оси) |
Неисправен регулятор давления | Замените оба регулятора |
Неисправен вакуумный усилитель или негерметичен шланг, соединяющий усилитель с впускным трубопроводом | Проверьте целостность шланга, его посадку на штуцерах, затяжку хомутов. Проверьте работу усилителя |
Неполное растормаживание всех колес | |
Отсутствует свободный ход педали тормоза | Отрегулируйте свободный ход педали |
Разбухли резиновые манжеты цилиндров из-за попадания в тормозную жидкость масла, бензина и т. п. | Замените цилиндры, шланги, полностью слейте тормозную жидкость, промойте систему свежей жидкостью и прокачайте |
Заклинил поршень главного цилиндра (из-за коррозии, поломки возвратных пружин) | Замените главный цилиндр, прокачайте систему |
Притормаживание одного из колес при отпущенной педали тормоза | |
Заклинивание поршня колесного цилиндра | Замените цилиндр |
Разбухли резиновые манжеты цилиндров из-за попадания в тормозную жидкость масла, бензина и т. п. | Замените цилиндры, шланги, полностью слейте тормозную жидкость, промойте систему свежей жидкостью и прокачайте |
Закупорка тормозных магистралей: трубок (из-за вмятин) или шлангов (из-за разбухания или расслоения резины) | Замените поврежденные трубки и шланги |
Заедание колодок из-за сильного загрязнения опорных поверхностей суппорта | Снимите колодки, очистите опорные поверхности колодок и суппорта |
Отслоение накладки задней тормозной колодки | Замените колодки (одновременно все на одной оси) |
Ослабла или сломана стяжная пружина задних тормозных колодок | Замените пружину |
Ослабло крепление направляющей колодок к поворотному кулаку | Затяните болты |
Недостаточная эффективность стояночной тормозной системы | |
Неправильная регулировка привода | Отрегулируйте привод |
Тросы привода заклинены в оболочках | Смажьте тросы моторным маслом, если повреждена оболочка или растрепаны проволочки троса, а также при сильной коррозии замените трос |
Замаслены тормозные барабаны, накладки | Замасленные диски и барабаны очистите, колодки замените. Устраните причину замасливания |
На поверхности накладок образовалась ледяная или соляная корка (зимой). Накладки намокли | В начале движения, на малой скорости проверяйте тормоза. В дождь и после проезда глубоких луж подсушивайте тормоза легкими нажатиями педали тормоза |
Большой износ колодок и барабанов тормозных механизмов задних колес | Замените колодки и барабаны |
При отпускании рычага стояночного тормоза колеса не растормаживаются | |
Неправильная регулировка привода | Отрегулируйте привод |
Перетянут стояночный тормоз, тросы заклинены в оболочках | Отрегулируйте натяжение тросов, смажьте их моторным маслом, если повреждена оболочка или растрепаны проволочки троса, а также при сильной коррозии замените трос |
После длительной стоянки автомобиля колодки прилипли (или примерзли) к барабану | Дергая за рычаг или тросы, попытайтесь осторожно (чтобы не сорвать тормозные накладки) провернуть колесо. При постановке машины на стоянку по возможности не затягивайте тормоз, а включайте передачу |