Chevrolet Lacetti комплектуется колесами со следующими параметрами: — ширина и посадочный диаметр обода колеса в дюймах: 6JЧ15 (стальные и легкосплавные) или 5.5JЧ14 (5½JЧ14) (только стальные).
На автомобили с кузовом универсал устанавливаются только 15-дюймовые колеса; — количество крепежных отверстий и диаметр, на которых расположены их центры (PCD), в миллиметрах: 4Ч114,3 — вылет колеса (ЕТ) в миллиметрах: 44 — диаметр центрального отверстия (DIA) в миллиметрах: 56,6; — количество хампов: 2 (возможно обозначение Н2).
Если у вас возникла необходимость приобрести для замены или при износе одно либо несколько новых колес для вашего автомобиля, вы должны помнить, что новые колеса должны точно соответствовать данным параметрам — за исключением значения вылета колеса (допускается отклонение в большую или меньшую сторону не более 5 мм, при этом отклонение должно быть одинаковым на обоих колесах одной оси), а также диаметра центрального отверстия (допускается отклонение только в большую сторону).
Маркировка легкосплавного колеса на внутренней поверхности его диска (центральной части)
Маркировка стального колеса Вылетом колеса называется расстояние от плоскости симметрии обода колеса до привалочной плоскости диска (центральной части колеса).
Международное обозначение вылета — ЕТ. Вылет измеряется в миллиметрах. Чем меньше вылет колеса (возможны и отрицательные его значения), тем больше колесо выступает наружу из колесной арки автомобиля. При установке колес с уменьшенным вылетом сильно возрастает нагрузка на подшипники ступиц автомобиля. При увеличенном вылете колесо оказывается «утопленным» внутрь колесной арки и может задевать за элементы кузова и подвески, особенно при поворотах автомобиля. Однако отклонение вылета колеса примерно на 5 мм в большую или меньшую сторону считается допустимым.
Основные элементы и размеры колеса: 1 — закраина обода; 2 — полка обода; 3 — хампы; 4 — привалочная плоскость диска колеса; а — посадочный диаметр обода, соответствующий посадочному диаметру шины; б — ширина обода; в — вылет колеса; г — диаметр центрального отверстия; д — диаметр, на котором расположены центры крепежных отверстий колеса (PCD) Нельзя использовать колеса с размером PCD, отличающимся от номинального. Это приведет к сильному биению колеса во время движения, к повреждению крепежных отверстий и шпилек, а в худшем случае — к разрушению колеса и отсоединению его на ходу от автомобиля, что неизбежно повлечет за собой аварийную ситуацию.
Недопустимо проводить расточку и подгонку крепежных отверстий колеса под расположение шпилек на ступице при помощи напильника или сверла. Крепежные отверстия выполняются в диске колеса с высокой точностью, достижение которой в кустарных условиях невозможно.
Для крепления колеса следует использовать только специальные гайки с фаской конической формы. Фаски гаек обеспечивают центровку колеса на ступице. Недопустимо начинать движение на автомобиле, если какое-либо из колес закреплено не всеми гайками, либо какие-либо из гаек не поддаются затяжке (проворачиваются на шпильках). Если в гайке или на шпильке повреждена резьба, немедленно замените эти детали новыми самостоятельно или на СТО.
Гайки крепления колеса
Диаметр центрального отверстия колеса (международное обозначение — DIA) важен по той причине, что каждая ступица автомобиля имеет выступающий поясок, выполняющий вспомогательную функцию при установке колеса. Диаметр центрального отверстия колеса не должен быть меньше наружного диаметра этого пояска, в противном случае колесо просто не сможет быть установлено. Вопреки распространенному мнению, данный поясок не центрирует колесо на ступице (эту функцию выполняют гайки крепления колеса), поэтому установка проставочных колец на поясок в тех случаях, когда диаметр центрального отверстия и наружный диаметр пояска существенно различаются, по большому счету не обязательна.
Хампы — кольцевые выступы на внутренней стороне обода колеса. Обычно выполняются два хампа (обозначение Н2 в маркировке колеса может не присутствовать, но хампы достаточно хорошо видны).
Хампы служат для более надежной посадки и лучшей герметизации бескамерной шины на колесе. Колеса с одним хампом либо вовсе без хампов при использовании бескамерных шин лучше не применять (впрочем, такие колеса встречаются сейчас очень редко).
Если вы установите на ваш автомобиль колеса, параметры которых существенно отличаются от штатных, авторизованные СТО фирмы Chevrolet могут отказать вам в гарантийном ремонте тех систем автомобиля, которые непосредственно связаны с колесами: элементов подвески, рулевого управления, тормозной системы, подшипников ступиц и др.
В комплектациях SE и SX автомобиль имеет стальные колеса и только в комплектации CDX — легкосплавные. Основное преимущество легкосплавных колес по сравнению со стальными — меньшая масса, обеспечивающая улучшение условий работы подвески (колеса быстрее «повинуются» возвращающему действию упругих элементов подвески и восстанавливают потерянный контакт с дорогой). Это повышает комфортабельность езды и безопасность движения. Улучшаются управляемость автомобиля и тормозная динамика, а также немного снижается расход топлива. Кроме того, благодаря высокой точности изготовления и характеристикам материалов легкосплавное колесо лучше удерживает бескамерную шину на ободе и обеспечивает лучшую герметизацию бескамерной шины.
Однако есть у легкосплавных колес и недостатки. Так, например, сплавы алюминия, из которых они изготавливаются, весьма подвержены коррозии, особенно в тех местах, где повреждено защитное лаковое покрытие колеса. Повредить лак можно не только на плохой дороге или под воздействием зимней соли, но и при неумелом монтаже/демонтаже шины.
При балансировке легкосплавных колес специальные грузики наклеиваются на поверхность обода. Если таких грузиков в мастерской шиномонтажа нет, мастер может попытаться установить обычные грузики на стальных скобах и таким образом повредить лаковое покрытие на закраине обода.
Стойкость к деформации от ударов у легкосплавных колес выше, чем у стальных. Однако стальное колесо даже при сильном ударе не разрушается, а только деформируется.
Если оно при этом способно удерживать воздух в шине, на нем даже можно доехать своим ходом до места ремонта. Легкосплавное колесо от сильного удара может расколоться. В этом плане опасно приобретать поддельные колеса, не прошедшие специальной сертификации и испытаний на прочность. В их металле могут присутствовать скрытые раковины, трещины, расслоения, что существенно снижает их прочность.
Поэтому при покупке колес в магазине или на рынке следует внимательнее рассматривать их маркировку, интересоваться сведениями о производителе, требовать у продавцов сертификат на товар.
В процессе эксплуатации автомобиля его колеса следует регулярно проверять на отсутствие замятия закраин и других видов деформации обода, отсутствия трещин в спицах и диске (центральной части, где расположены отверстия его крепления), целости крепежных отверстий, сильной коррозии (особенно это касается легкосплавных колес). Небольшое замятие закраины обода стального колеса обычно не влияет на герметичность шины и не вызывает биения колеса при движении. Не пытайтесь выправить вмятину вручную при помощи молотка или кувалды — вы рискуете повредить колесо еще сильнее. Лучше отдать такое колесо на ремонт в специализированную мастерскую, где его могут выправить («прокатать») на станке. В идеале желательно заменить колесо.
Восстановить легкосплавное колесо значительно сложнее. Многие специалисты склонны считать, что поврежденные — деформированные или треснувшие — легкосплавные колеса годятся только на переплавку, потому что залог прочности такого колеса — в однородности его структуры, которая неизбежно нарушается при деформации и тем более при появлении трещин. Однако есть и другое мнение: легкосплавное колесо можно восстановить, применяя специальные технологии и высококачественное оборудование. Во всяком случае, сервисов, предлагающих ремонт легкосплавных колес, предостаточно.