Однако со временем (через 3–5 лет эксплуатации) аккумуляторная батарея начинает постепенно терять емкость. Это проявляется, прежде всего, в затрудненном пуске двигателя в холодную погоду (стартер не проворачивает коленчатый вал или проворачивает слишком медленно).
Данный симптом может служить показанием к замене аккумуляторной батареи. Но если заменить ее возможности нет, а пустить двигатель необходимо, можно воспользоваться старым водительским способом: «прикуриванием», т. е. пуском двигателя с помощью подсоединения аккумуляторной батареи другого (исправного) автомобиля.
Многие водители зачастую принимают за разряд или неисправность аккумуляторной батареи другие неполадки двигателя (системы зажигания, питания и др.). Характерный признак неисправности аккумуляторной батареи — быстрый пуск двигателя при «прикуривании». Если двигатель не пустился сразу, продолжать эту процедуру бесполезно, а следует начать поиск и устранение неисправности других его систем. Если после пуска двигателя от батареи автомобиля«донора» и последующей подзарядки разряженной батареи стартер вновь откажется проворачивать коленчатый вал двигателя, значит, батарея неисправна и требует замены.
Для «прикуривания» необходим комплект из двух соединительных кабелей обязательно заводского (не самодельного!) изготовления.
Кабели должны иметь сечение проводника (без учета толщины изоляции) не менее 16 мм 2 — это примерно равно сечению провода, соединяющего аккумуляторную батарею со стартером (также без учета толщины изоляции). Длина каждого кабеля должна быть не менее 1 м (оптимально 1,2–1,5 м).
На концах каждого кабеля в заводском исполнении установлены зажимы для крепления к выводам аккумуляторных батарей. Чтобы не перепутать полярность при подключении, один из кабелей или только ручки его зажимов окрашены в красный цвет. Этот кабель, как правило, используется для соединения «плюсовых» выводов аккумуляторных батарей. Кабель, подключаемый к «минусовому» выводу аккумуляторной батареи автомобиля-«донора», имеет черный (реже — синий) цвет.
Пуск двигателя с неисправной аккумуляторной батареей от аккумуляторной батареи автомобиля-«донора» — операция простая, но одновременно ответственная и даже опасная.
Строго придерживайтесь описываемого порядка действий, а если сомневаетесь в своих силах — доверьте ее проведение более опытным водителям либо вызовите автомобиль технической помощи. Работники выездных СТО часто проводят данную операцию (особенно в морозные зимы) и имеют профессиональное оборудование и приборы для этой цели.
На каждом автомобиле включаем стояночный тормоз и устанавливаем рычаг переключения передач в нейтральное положение (на автомобиле с автоматической коробкой передач переводим селектор в положение Р).
На обоих автомобилях выключаем зажигание и все приборы и устройства, имеющие электропитание.
Приподнимаем пластмассовые защитные крышки с обоих выводов разряженной аккумуляторной батареи и отсоединяем клемму проводов от «минусового» вывода разряженной батареи (см. Снятие аккумуляторной батареи).
Соединяем зажим «плюсового» (красного) соединительного кабеля с «плюсовым» выводом разряженной батареи… …а второй зажим — с «плюсовым» выводом батареи автомобиля-«донора». Соединяем зажим «минусового» (черного или синего) кабеля с «минусовым» выводом батареи автомобиля-«донора». Второй зажим «минусового» кабеля соединяем с «массой» (кузовом или двигателем) автомобиля с разряженной батареей на расстоянии около 0,3– 0,5 м от батареи. Лучше всего соединять зажим «минусового» кабеля с массивными металлическими неокрашенными и незагрязненными деталями двигателя.
На автомобиле с двигателем 1,6 л удобно присоединить зажим данного кабеля к рым-планке двигателя.
Скачок напряжения в бортовой сети автомобиля с электронной системой управления двигателем может вывести из строя электронный блок управления двигателем. Именно поэтому пускать двигатель с разряженной аккумуляторной батареей, применяя соединительные кабели, следует только в описанной выше последовательности.
Пускаем двигатель автомобиля-«донора». Дав ему поработать 3–5 мин на холостом ходу, слегка увеличиваем частоту вращения коленчатого вала двигателя, после чего второй водитель должен попытаться пустить двигатель автомобиля с разряженной аккумуляторной батареей. Обычно для пуска хватает одного включения стартера, но бывает, что надо сделать 2–3 попытки. Продолжительность непрерывной работы стартера при каждом пуске не должна превышать 6 с. Если двигатель пустился, следует некоторое время поддерживать повышенную частоту вращения коленчатого вала автомобиля с разряженной батареей, нажимая педаль «газа», чтобы при отключении батареи автомобиля-«донора» и подключении разряженной батареи двигатель не остановился.
Далее соединяем штатный «минусовый» провод с «минусовым» выводом разряженной батареи и только затем отсоединяем зажим «минусового» кабеля от «массы» автомобиля с разряженной батареей. Это необходимо для того, чтобы избежать резкого скачка напряжения в бортовой сети автомобиля-«донора». После этого отсоединяем зажимы «плюсового» кабеля от «плюсового» вывода разряженной батареи и батареи-«донора».
При «прикуривании» необходимо предпринимать следующие меры предосторожности: — не касаться неизолированных участков зажимов соединительных кабелей в то время, когда они присоединены к выводам аккумуляторных батарей; — при соединении красным кабелем «плюсовых» выводов аккумуляторных батарей следить за тем, чтобы неизолированные участки зажимов не соприкасались с металлическими частями автомобиля, имеющими контакт с «массой», это может вызвать короткое замыкание и повреждение батареи; — при температуре окружающей среды –10 °C и ниже электролит разряженной батареи замерзает. При «прикуривании» батареи с замерзшим электролитом может произойти взрыв. Чтобы избежать взрыва, нужно предварительно отогреть батарею в теплом помещении; — не следует подключать соединительный «минусовой» кабель непосредственно к «минусовому» выводу разряженной аккумуляторной батареи из-за опасности воспламенения от случайной искры и взрыва гремучего газа, выделяющегося при зарядке.