Для облегчения доступа к датчикам снимите декоративный кожух двигателя (см. «Снятие и установка декоративного кожуха двигателя»).
Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в правой части головки блока цилиндров между 1-м и 2-м цилиндрами. Датчик представляет собой термистор с отрицательным температурным коэффициентом: электрическое сопротивление датчика уменьшается с повышением температуры. Контроллер обрабатывает сигнал датчика и устанавливает оптимальное обогащение рабочей смеси при прогреве двигателя.
У датчика температуры охлаждающей жидкости проверяют сопротивление на его выводах при различных температурных режимах.
Вам потребуются: ключ «на 19», тестер, термометр.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Слейте охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
Полезный совет: Охлаждающую жидкость можно не сливать, достаточно после снятия датчика заткнуть отверстие пальцем или пробкой, тогда потеря охлаждающей жидкости будет минимальной.
3. Отожмите фиксатор и отсоедините колодку жгута проводов от датчика температуры охлаждающей жидкости.
4. Ослабьте ключом затяжку датчика...
5. ...и выверните его из головки блока цилиндров.
Примечание: Соединение датчика с головкой блока цилиндров уплотнено шайбой. Сильно обжатую шайбу замените.
6. Остудите датчик до температуры окружающего воздуха. Подсоедините тестер в режиме омметра к выводам датчика и измерьте его сопротивление. Измерьте термометром текущую температуру воздуха и сравните полученные значения с данными табл. 10.6. При отклонении сопротивления от нормы замените датчик.
Таблица 10.6. Зависимость сопротивления датчика температуры охлаждающей жидкости от температуры
Температура, °С | Сопротивление датчика, Ом |
100 | 176 |
90 | 246 |
80 | 327 |
70 | 441 |
60 | 603 |
50 | 837 |
40 | 1180 |
30 | 1700 |
20 | 2500 |
10 | 3760 |
0 | 5800 |
-5 | 7273 |
-10 | 9200 |
-15 | 11722 |
-20 | 15 080 |
-30 | 25 600 |
-40 | 45 300 |
7. Для измерения сопротивления на выводах датчика при различных температурных режимах опустите датчик в горячую воду и проверьте изменение его сопротивления по мере остывания воды, контролируя температуру воды термометром. Номинальные значения сопротивления при различной температуре указаны в табл. 10.6.
8. Установите датчик в порядке, обратном снятию.
9. Залейте охлаждающую жидкость.
Датчик температуры всасываемого воздуха ввернут в отверстие воздухоподводящего рукава возле воздушного фильтра. Датчик представляет собой термистор с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления. По информации о температуре воздуха от датчика контроллер регулирует количество впрыскиваемого топлива.
У датчика температуры воздуха проверяют сопротивление на его выводах при различных температурных режимах.
1. Выключите зажигание.
2. Сожмите пружинный фиксатор и отсоедините от датчика колодку жгута проводов.
3. Подсоедините тестер в режиме вольтметра к выводам колодки жгута проводов, включите зажигание и измерьте напряжение питания датчика. Напряжение должно составлять (5±0,2) В.
4. Выверните датчик.
5. Подсоедините тестер в режиме омметра к выводам датчика и измерьте его сопротивление. Измерьте термометром текущую температуру воздуха и сравните полученные значения с данными табл. 10.7. При отклонении сопротивления от нормы замените датчик.
Таблица 10.7. Зависимость сопротивления датчика температуры всасываемого воздуха от температуры
Температура, °С | Сопротивление датчика, Ом |
100 | 176 |
90 | 240 |
80 | 331 |
70 | 466 |
60 | 668 |
50 | 977 |
40 | 1631 |
30 | 2238 |
20 | 3515 |
10 | 5672 |
0 | 3452 |
-5 | 12 291 |
-10 | 16160 |
-15 | 21427 |
-20 | 28 660 |
-30 | 52705 |
-40 | 100 780 |
Датчик детонации прикреплен к верхней части блока цилиндров.
Вам потребуется ключ «на 14».
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Нажмите на пружинный фиксатор и разъедините колодки жгута проводов датчика детонации.
3. Ослабьте ключом затяжку болта крепления датчика к блоку цилиндров двигателя...
4. ...и, вывернув болт рукой, снимите датчик детонации.
Примечание: Обратите внимание на маркировку датчика, чтобы для замены приобрести аналогичный датчик детонации.
5. Установите датчик детонации в обратном порядке. Затяните болт крепления датчика моментом 20 Н·м.
Датчик положения коленчатого вала двигателя, состоящий из магнита и обмотки, установлен в задней части блока цилиндров двигателя.
При возникновении неисправности в цепи датчика положения коленчатого вала двигатель перестает работать, контроллер заносит в память код неисправности и включает контрольную лампу в комбинации приборов. В этом случае проверьте исправность датчика.
Вам потребуются: ключ-шестигранник «на 5», тестер.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Сожмите пружинный фиксатор...
3. ...и разъедините колодку жгута проводов датчика положения коленчатого вала.
4. Выверните винт крепления датчика к блоку цилиндров двигателя и извлеките датчик из отверстия блока цилиндров.
5. Подсоедините щупы тестера и измерьте сопротивление на выводах «1» и «2» датчика. Номинальное значение сопротивления должно быть в пределах 500-600 Ом. Если сопротивление не соответствует указанным пределам, замените датчик.
6. Установите датчик положения коленчатого вала в порядке, обратном снятию.
Датчик фазы установлен в передней части головки блока цилиндров между зубчатыми шкивами распределительных валов. Принцип его действия основан на эффекте Холла. На шкиве распределительного вала (выпускного) выполнен задающий сегмент. Когда напротив датчика оказывается область шкива без сегмента, от датчика на ЭБУ поступает сигнал низкого уровня (примерно 0 В), а при попадании сектора в измерительную область датчика на ЭБУ возникает импульс «опорного» напряжения (примерно 5 В).
Вам потребуются: ключ «на 10», отвертка с плоским лезвием.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Снимите верхнюю крышку привода газораспределительного механизма (см. «Проверка ремня привода газораспределительного механизма»).
3. Отожмите фиксатор колодки жгута проводов...
4. ...и отсоедините колодку от разъема датчика фазы.
5. Выверните два болта крепления и снимите датчик фазы.
6. Установите датчик в порядке, обратном снятию.
Датчик абсолютного давления во впускной трубе установлен на впускной трубе. Датчик фиксирует изменение давления (разрежения) во впускной трубе в зависимости от нагрузки и частоты вращения коленчатого вала двигателя и преобразует его в напряжение выходного сигнала. ЭБУ подает на датчик напряжение питания 5 В и обрабатывает его сигналы, поступающие по цепи передачи сигнала. Датчик соединен с «массой» через свой переменный резистор. В зависимости от сигнала датчика ЭБУ рассчитывает количество воздуха, поступающего в двигатель.
Вам потребуются: ключ «на 10», вольтметр.
1. Проверьте цепь питания датчика. Для этого...
2. ...отожмите фиксатор...
3. ...и отсоедините колодку жгута проводов от разъема датчика (при выключенном зажигании).
4. Подсоедините тестер в режиме вольтметра к выводам «А» и «С» колодки, включите зажигание и измерьте напряжение. Напряжение питания должно составлять (5,0±0,2) В,
5. Выключите зажигание, снимите с колодки ее крышку, отжав фиксаторы, и подсоедините колодку к датчику.
6. Подсоедините тестер в режиме вольтметра к проводу жгута, соединенному с выводом «В», и к «массе», пустите двигатель, измерьте напряжение датчика. При работе двигателя на холостом ходу напряжение должно составлять от 1,0 до 1,5 В.
7. При отклонении напряжения от нормы замените датчик абсолютного давления. Для этого отсоедините вакуумный шланг от штуцера датчика, выверните болт крепления и снимите датчик.
8. Установите датчик абсолютного давления в порядке, обратном снятию.
Датчик скорости автомобиля установлен на коробке передач.
Вам потребуется торцовый ключ «на 10».
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Отожмите фиксатор колодки жгута проводов и отсоедините колодку от датчика скорости.
3. Выверните болт крепления...
4. ...и выньте датчик вместе с приводом из отверстия коробки передач.
5. Отверните датчик от привода.
6. Установите датчик скорости в порядке, обратном снятию.
Для замены управляющего датчика концентрации кислорода выполните следующие операции.
Вам потребуются: ключи «на 12» и «на 22».
Предупреждение: Детали системы выпуска отработавших газов нагреваются при работе двигателя до высокой температуры. Будьте осторожны, если вы проводите работы по замене датчика концентрации кислорода! Дайте деталям остыть.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Сожмите фиксатор...
3. ...и разъедините колодку жгута управляющего датчика концентрации кислорода.
4. Снимите термоэкран выпускного коллектора (см. «Снятие и установка термоэкранов»), продев через отверстие в экране жгут проводов с колодкой.
5. Ослабьте затяжку датчика...
6. ...и выверните датчик из выпускного коллектора.
7. Установите управляющий датчик концентрации кислорода в порядке, обратном снятию.
Для замены диагностического датчика концентрации кислорода выполните следующие операции.
Вам потребуется ключ «на 22».
Предупреждение: Детали системы выпуска отработавших газов нагреваются при работе двигателя до высокой температуры. Будьте осторожны, если вы проводите работы по замене датчика концентрации кислорода! Дайте деталям остыть.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву.
3. Нажмите на фиксатор и разъедините колодку жгута диагностического датчика концентрации кислорода.
4. Ключом ослабьте затяжку датчика и выверните датчик из приемной трубы.
5. Установите диагностический датчик концентрации кислорода в порядке, обратном снятию.