Вам потребуются; те же инструменты, что и для снятия ремня привода газораспределительного механизма, шкивов распределительных валов (см. «Замена ремня привода газораспределительного механизма и его натяжного ролика»), задней крышки привода газораспределительного механизма (см. «Снятие и установка масляного насоса»), крышки головки блока цилиндров (см. «Замена прокладки крышки головки блока цилиндров»), а также ключи «на 12», «на 13», «на 14», динамометрический ключ.
1. Снизьте давление в системе питания, если выполняете работу сразу после поездки (см. «Снижение давления в системе питания»).
2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
3. Слейте Охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
4. Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия (см. «Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия»).
5. Выверните два болта крепления впускной трубы к поддерживающему кронштейну.
Примечание: Так расположены болты крепления впускной трубы к поддерживающему кронштейну (для наглядности силовой агрегат снят).
6. Снимите ремень привода газораспределительного механизма и шкивы распределительных валов (см. «Замена ремня привода газораспределительного механизма и его натяжного ролика»).
7. Снимите заднюю крышку привода газораспределительного механизма (см. «Снятие и установка масляного насоса»).
8. Отсоедините от дроссельного узла шланги подвода и слива охлаждающей жидкости, системы вентиляции картера, продувки адсорбера и воздухоподводящий патрубок (см. «Снятие и установка дроссельного узла»).
9. Отсоедините колодку жгута проводов от разъема дроссельного узла (см. «Снятие и установка дроссельного узла»).
10. Нажмите на пластмассовый фиксатор колодки жгута проводов клапана рециркуляции отработавших газов...
11. ...и отсоедините колодку от клапана.
12. Отверните гайку крепления кронштейна трубопровода гидроусилителя рулевого управления...
13. ...отведите кронштейн в сторону...
14. ...и выверните шпильку верхнего крепления генератора.
15. Отсоедините колодки жгутов проводов от форсунок, датчика абсолютного давления во впускной трубе и датчика температуры воздуха во впускной трубе (см. «Снятие и установка топливной рампы»).
16. Нажмите на фиксаторы наконечника топливного шланга и отсоедините топливный шланг от штуцера топливной рампы (см. «Снятие и установка топливной рампы»).
17. Отсоедините от штуцеров на впускной трубе и пневмокамере шланги системы изменения длины впускной трубы (см. «Проверка и замена пневмокамеры привода заслонки впускной трубы»).
18. Снимите термоэкран выпускного коллектора (см. «Снятие и установка термоэкранов»).
19. Разъедините фланцы выпускного коллектора и каталитического нейтрализатора, отвернув три гайки шпилек крепления фланцев (см. «Замена выпускного коллектора»).
20. Снимите крышку головки блока цилиндров (см. «Замена прокладки крышки головки блока цилиндров»).
21. Снимите катушку зажигания (см. «Снятие и установка катушек зажигания»).
22. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика температуры охлаждающей жидкости (см. «Проверка и замена датчиков и управления двигателем»).
23. Отсоедините шланг системы охлаждения от термостата (см. «Снятие и установка термостата»).
24. Сожмите усики хомута шланга отопителя и отсоедините шланг от патрубка отопителя.
25. Выверните десять болтов крепления головки блока цилиндров в последовательности, показанной на рис. 5.4, в три этапа:
- 1-й - выверните болты на 1/4 оборота;
- 2-й - выверните болты еще на 3/4 оборота;
- 3-й - окончательно выверните болты.
Примечание: Болты крепления головки блока цилиндров можно выворачивать только на холодном двигателе.
26. Извлеките болты...
27. ...и снимите головку блока цилиндров в сборе с впускной трубой и выпускным коллектором.
Полезный совет: Снимать головку блока цилиндров удобнее с помощником, так как она довольно тяжелая.
28. Снимите прокладку головки блока цилиндров.
29. Очистите сопрягаемые поверхности (они должны быть сухими и чистыми) головки блока и блока цилиндров, удалите масло из резьбовых отверстий в блоке под болты крепления головки.
Предупреждение: Если не удалить масло из резьбовых отверстий под болты крепления головки блока, при затяжке болтов в блоке цилиндров могут появиться трещины, так как масло несжимаемое.
30. Установите на блок цилиндров новую прокладку, отцентрировав ее по двум направляющим втулкам.
31. Установите головку блока цилиндров в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:
- обязательно замените прокладку головки блока новой, так как ее повторное использование не допускается;
- обязательно замените новыми болты крепления головки блока, так как они деформируются при затяжке и для повторного использования не пригодны.
Затягивайте болты на холодном двигателе в порядке, показанном на рис. 5.5, в четыре этапа:
- 1-й - затяните болты моментом 25 Н·м (2,5 кгс·м);
- 2-й и 3-й - каждый раз доворачивайте болты на угол 70°;
- 4-й - доверните болты на угол 50°;
- замените новой прокладку выпускного коллектора, деформируемую при затяжке гаек крепления.
32. Установите снятые детали и узлы в порядке, обратном снятию.