Процедура снятия
1. Демонтировать двигатель в сборе. Следуйте пункту «Двигатель в сборе» в этом разделе.
2. Снять обе головки цилиндров в сборе. См. «Блок головки цилиндров» в этом разделе.
3. Снять масляный поддон в сборе. См. «Масляный поддон» и «Всасывающая трубка масляного насоса в сборе» в этом разделе.
4. Пометить верх поршня, который будет извлечен, указав, в каком цилиндре он расположен.
5. Установить на коленчатый вал (2) приспособление EN-46111 (1).
6. Провернуть коленчатый вал так, чтобы извлекаемый поршень оказался в нижней точке хода - в нижней мертвой точке (НМТ).
Внимание! Если подшипники шатуна использовались на работающем двигателе, то при последующей сборке их необходимо заменить на новые.
7. Перед извлечением шатунов следует проверить боковой зазор шатунов, действуя в следующей последовательности.
А. Легкими ударами молотком из дерева или другого мягкого материала передвинуть шатун по шейке коленчатого вала до конца.
B. С помощью щупов измерить зазор между противовесом коленчатого вала и шатуном.
C. Боковой зазор шатуна не должен превышать значение, указанное в технических характеристиках.
D. Если осевой зазор превышает требуемое значение, то измерить ширину большой головки шатуна.
E. Если ширина большой головки шатуна значительно меньше требуемого значения, а боковая поверхность шатуна сильно изношена, то заменить шатун.
F. Если ширина шатуна соответствует техническим характеристикам, а на шатунных шейках имеется много царапин, то заменить коленчатый вал.
Внимание! Не использовать штамп, пробойник или любой другой инструмент, которым можно повредить шатун и крышку головки шатуна или создать в них механические напряжения. Деформированный или имеющий механические напряжения шатун может стать причиной значительного повреждения двигателя.
8. Фломастером напишите номер цилиндра на шатуне и на крышке головки шатуна.
Внимание! Болты шатунов, изготовленных из порошкового металла, пластически деформируются при затяжке требуемым моментом. Если эти болты ослаблены или сняты, то их необходимо заменить. Если болты шатунов не заменить, то их невозможно будет затянуть до достижения требуемого усилия, что может привести к серьезной поломке двигателя.
9. Снять болты шатуна (1), отпуская их постепенно и поочередно.
Внимание! Крышки головок шатунов необходимо использовать, не переставляя на другие шатуны.
10. Снять крышку (2) головки шатуна.
11. Установить комплект направляющих EN-46121 (1) для шатуна в отверстия для болтов.
Внимание! При извлечении шатуна и поршня в сборе необходимо следить за тем, чтобы не повредить шейку коленчатого вала, стенку цилиндра и сопла охлаждения поршня.
12. Используя комплект направляющих EN-46121 (1), вытолкнуть шатун и поршень в сборе (2) через верх цилиндра.
Внимание! При разборке необходимо сохранить первоначальное расположение шатуна, крышки головки шатуна, поршня и подшипников. Это также поможет при диагностике состояния механической части двигателя.
13. Извлечь комплект направляющих EN-46121 (1) для шатуна из отверстий для болтов.
14. Снять верхний подшипниковый вкладыш большой головки шатуна (2).
15. Снять нижний подшипниковый вкладыш (1) крышки (2) большой головки шатуна.
16. Установить крышку (1) шатуна на шатун (2), чтобы избежать повреждения их поверхностей стыка.
Примечание: Крышка и шатун подогнаны друг к другу и должны храниться вместе.
17. Повторить операции с 4-й по 16-ю для остальных шатунно-поршневых групп.
Разборка
Внимание! Для снятия и установки поршневых колец необходимо использовать специальные клещи. Раздвигать кольца при установке необходимо ровно настолько, чтобы иметь возможность пройти перемычку поршня между поршневыми канавками. При чрезмерном раздвигании колец верхнее кольцо будет разрушено, а остальные - деформированы.
1. С помощью клещей (1) снимите поршневые кольца (2). Храните каждое кольцо в чистой салфетке.
Внимание! Не допускается повторное использование фиксаторов поршневых пальцев.
2. Снять фиксаторы поршневых пальцев, пользуясь вырезом (1), имеющимся на поршне сбоку. Отправить фиксаторы поршневых пальцев в отходы.
3. Вытащить поршневой палец (1) из поршня (2). Поршень отделится от шатуна.
Процедура проверки
1. Осмотреть поршни, проверяя, нет ли следующих неисправностей.
- Нет ли эродированных мест на днище поршня (1).
- Нет ли стыков в канавках для фиксаторов поршневых пальцев (2).
- Не износились ли отверстия для поршневых пальцев и поршневые пальцы (3).
- Не поцарапано и не повреждено ли покрытие юбочки поршня (4).
- Не потрескались ли кольцевые канавки, нет ли вмятин или задиров, которые могут вызвать заедание (5).
- Не искривились и не износились ли перемычки между канавками поршневых колец
2. Заменить поршни, на которых замечены какие-либо признаки повреждений или чрезмерного износа.
3. Измерить ширину поршня, используя следующую процедуру.
- С помощью внешнего микрометра измерить ширину поршня на опорной поверхности поршня, перпендикулярно осевой линии поршневого пальца.
- Сравнить результат измерения поршня с его размером в оригинальном цилиндре, отнимая величину ширины поршня от диаметра цилиндра.
- Если зазор, полученный в результате измерения, больше, чем предусмотрено нормой, а отверстие цилиндра находится в пределах нормы, необходимо заменить поршень.
4. Измерить зазоры между отверстием для поршневого пальца и поршневым пальцем (2), применяя следующую процедуру.
- В отверстиях для поршневых пальцев и на пальцах не должно быть нагара и задиров.
- Для измерения поршневых пальцев в зонах контактной поверхности с поршнями использовать внешний микрометр (1).
- Используя внутренний микрометр, измерить отверстие для поршневого пальца (1). Сравнить результат с диаметром поршневого пальца и зазором между поршневым пальцем и отверстием для поршневого пальца. Следуйте пункту «Технические характеристики двигателя» в этом разделе.
- Если зазор слишком большой, определить, какая деталь не соответствует нормативу и при необходимости заменить.
- Заменить поршень, если какой-либо из его размеров не соответствует нормативу.
- Если новый поршень не соответствует нормативному зазору, то цилиндр может быть расточен на 0,25 мм. Для технического обслуживания предусмотрен только один ремонтный размер поршней и колец.
5. Измерить торцевой зазор поршневого кольца, используя следующую процедуру.
- В отверстиях для поршневых пальцев и на пальцах не должно быть нагара и задиров.
- Поместить поршневое кольцо (1) в отверстие, в котором оно будет перемещаться, приблизительно 25 мм ниже поверхности плиты блока цилиндров. Убедиться, что кольцо установлено под прямым углом к отверстию цилиндра, устанавливая положение кольца с помощью поршневой головки.
- Измерить торцевой зазор поршневого кольца с помощью калибров для измерения зазоров (2).
- Если зазор превышает предусмотренные нормы, необходимо заменить поршневые кольца.
- Процедуру повторить для всех поршневых колец.
6. Измерить боковой зазор поршневого кольца, используя следующую процедуру.
- Полностью вставить поршневое кольцо в поршневую канавку. Если заедание кольца обусловлено поршневой канавкой, обработать канавку мелким напильником. Если заедание обусловлено деформацией поршневого кольца, необходимо заменить кольцо.
- Установив поршневое кольцо на поршень, проверить зазоры в нескольких местах, использовав для этого щупы.
- Сравнить измерения с боковым зазором поршневого кольца. Следуйте пункту «Технические характеристики двигателя» в этом разделе.
- Если зазор больше, чем указано в нормативах, необходимо заменить поршневые кольца.
- Если с помощью нового кольца не удается уменьшить зазор и достигнуть норматива, то необходимо установить новый поршень.
- Если с помощью нового поршня не удается достигнуть нормативного зазора, то нужно увеличить размер блока цилиндров на 0.25 мм. Имеется только один завышенный размер поршней и колец, доступный для сервисного обслуживания.
7. Проверить шатуны следующим образом.
- Осмотреть втулку (4) поршневого пальца, проверяя, нет ли царапин или повреждения.
- Проверить, нет ли скручивания или изгиба шатуна (1).
- Проверить, нет ли на крышке (2) шатуна вмятин или повреждений из-за возможных помех.
- Проверить, нет ли на опорной поверхности шатунного подшипника царапин или следов истирания.
- Если на отверстиях шатуна имеются незначительные царапины и следы истирания, то следует очистить отверстия по окружности с помощью мелкой наждачной бумаги.
- Временно установить прежние болты (3). Во время окончательной установки их необходимо заменить.
8. Измерить зазор между отверстием для поршневого пальца шатуна и поршневым пальцем, применяя следующие процедуры.
- С помощью внешнего микрометра (1) выполнить два измерения поршневого пальца (2) в области прилегания шатуна.
- Используя внутренний микрометр, измерить отверстие для поршневого пальца шатуна (1).
- Отнять величину диаметра поршневого пальца от величины отверстия для поршневого пальца.
- Сравнить измерения зазоров. Следуйте пункту «Технические характеристики двигателя» в этом разделе.
- Если зазор слишком большой, заменить поршневой палец. Если с помощью нового пальца не удастся решить проблему зазора, необходимо будет заменить шатун.
9. Измерить отверстие коренного подшипника шатуна (1) с помощью следующих процедур.
- Используя внутренний микрометр, измерить отверстие коренного подшипника шатуна.
- Сравнить измерения отверстия. Следуйте пункту «Технические характеристики двигателя» в этом разделе.
- Если отверстие не совпадает с нормативом, заменить шатун. Не ремонтировать шатун.
10. Проверьте поверхность плиты блока цилиндров на плоскостность, используя проверочную линейку и щуп. Следуйте пункту «Технические характеристики двигателя» в этом разделе.
11. Проверьте отверстие подшипника на концентричность и центровку, используя измеритель отверстий цилиндров J-8087, Следуйте пункту «Технические характеристики двигателя » в этом разделе. Если отверстие подшипника выходит за пределы нормы, заменить блок цилиндров.
12. Проверьте отверстие блока цилиндров на износ, биение и конусность, используя измеритель отверстий. Следуйте пункту «Технические характеристики двигателя» в этом разделе.
13. Проверьте полировку отверстия блока цилиндров. Слегка отхонингуйте отверстие цилиндра, если необходимо.
Сборка
Поршень и поршневой палец
Внимание! Стрелка на днище поршня должна быть направлена в сторону передней части двигателя.
Примечание: Для шатуна не предусмотрено какое-либо определенное направление и его можно соединять с поршнем, сориентировав произвольно.
1. Смазать отверстия для поршневого пальца (1) в поршне (2) и шатуне чистым моторным маслом.
2. Соединить поршень с шатуном при помощи поршневого пальца. При повторном использовании помеченного шатуна необходимо правильно сориентировать поршень.
3. Совместить отверстия для поршневого пальца в поршне и шатуне.
4. Вставить поршневой палец в поршень и шатун.
Внимание! Необходимо использовать новые фиксаторы поршневого пальца. Повторное использование фиксаторов поршневых пальцев не допускается.
5. Установить новые фиксаторы (1) поршневого пальца.
6. Необходимо, чтобы фиксаторы поршневого пальца полностью сидели в канавках.
7. Повторить операции с 1-й по 6-ю для остальных поршней.
Поршневое кольцо
1. Перед установкой необходимо правильно сориентировать расширитель (1) маслосъемных колец. Концы расширителя должны быть направлены в сторону днища поршня.
2. С помощью клещей для установки и снятия поршневых колец установить маслосъемные кольца согласно следующей инструкции:
а. Установить расширительное кольцо (3).
б. Установить верхний и нижний диски (4) маслосъемного кольца. Раздвигать кольцо ровно настолько, чтобы пройти диаметр поршня. Чрезмерное раздвигание поршневых колец приведет к их деформации или разрушению.
3. Установить второе (2) и верхнее (1) поршневые кольца в следующем порядке:
4. С помощью клещей (1) установить второе поршневое кольцо (2) на поршень (3). Не следует раздвигать кольцо слишком сильно. Повторить эту операцию для верхнего кольца.
5. После установки колец расположить замки колец следующим образом. В качестве линии отсчета следует использовать стрелку на поршне.
- Положение нижнего маслосъемного кольца (1).
- Положение верхнего маслосъемного кольца (2).
- Положение верхнего кольца (3).
- Положение расширителя маслосъемного кольца (4).
- Положение второго кольца (5).
Шатунный подшипник
Внимание! Если подшипники шатуна использовались на работающем двигателе, то при последующей сборке их необходимо заменить на новые.
1. Протереть тканью, не оставляющей ворса и ниток, отверстие для подшипниковых вкладышей в шатуне (2) и крышке шатуна.
2. Очистить от масла подшипниковые вкладыши нижней головки шатуна.
3. Установить на место новый верхний подшипниковый вкладыш (1). Повернуть вкладыш так, чтобы его усик расположился в пазе шатуна. Вкладыш должен располагаться в шатуне, не выступая наружу.
4. Установить нижний подшипниковый вкладыш (1) на крышку (2) шатуна.
5. Повернуть вкладыш так, чтобы его усик расположился в пазе шатуна. Вкладыш должен располагаться в крышке шатуна, не выступая наружу.
Процедура установки
Установка шатуна с шатунным подшипником
1. Обильно смазать зеркало цилиндра, поршневые кольца и юбку поршня моторным маслом.
Внимание! Для поршня предусмотрена определенная ориентация, которую необходимо обеспечить при его установке в блок цилиндров. Стрелка на днище каждого поршня должна быть направлена в сторону передней части двигателя.
2. Для цилиндра необходимо использовать только шатунно-поршневую группу, имеющую тот же номер, что и у цилиндра. Правильную ориентацию указывает точка (1), имеющаяся на днище цилиндра.
3. Установить комплект направляющих EN-46121 (1) для шатуна в отверстия для болтов.
4. Сжать поршневые кольца с помощью обычной оправки.
Внимание! При установке шатунно-поршневой группы необходима предельная осторожность, чтобы не повредить зеркало цилиндра, сопла для подачи масла или поверхности коленчатого вала.
5. Медленно ввести поршень (2) и шатун в сборе в цилиндр, удерживая их одной рукой со стороны верха цилиндра, а другой - со стороны низа. Контакт шатуна с зеркалом цилиндра не допускается.
6. Когда оправка поршневых колец упрется в поверхность блока цилиндров, ввести поршень в цилиндр, легкими ударами постукивая по нему рукояткой молотка из мягкого материала. Пользуясь направляющими штифтами EN-46121 (1), направить шатун на шейку коленчатого вала, одновременно легкими ударами перемещая поршень по цилиндру молотком из мягкого материала.
7. Извлечь комплект направляющих EN-46121 (1) для шатуна из отверстий для болтов.
Измерение зазора в шатунном подшипнике
Примечание: Перед окончательной сборкой необходимо проверить зазоры в новых шатунных подшипниках.
1. Уложить отрезок новой калиброванной пластмассовой проволоки, имеющей комнатную температуру, на всей длине шатунной шейки.
2. Установить шатунный подшипник в крышку шатуна.
3. Установить крышку (1) шатуна на шатун и убедиться, что усики подшипниковых вкладышей расположены на одной стороне шатуна.
Примечание: Для измерения зазора в шатунном подшипнике допускается использовать прежние болты шатуна.
4. Установить болты крышки шатуна.
Затянуть
Затянуть болты моментом 30 Н·м (22 lb-ft), а затем полностью отпустить болты. Затянуть болты крышки шатуна моментом 25 Н·м (18 lb-ft) и повернуть болты еще на 110°, используя угловой индикатор крутящего момента KM-470-B.
5. Оставить сборку в этом состоянии не меньше чем на 2 минуты.
6. Снять болты крышки шатуна и отправить их в отходы.
7. Снять крышку шатуна.
8. Определить зазор в шатунном подшипнике, сравнив ширину расплющенной пластмассовой проволоки (1) в самом широком месте со шкалой, имеющейся на упаковке калиброванной проволоки (2).
9. Сравнить результат измерения с техническими характеристиками.
10. Если новые подшипники не обеспечивают требуемый зазор с коленчатым валом, то проверить следующее:
- а. Измерить шатунные шейки коленчатого вала и определить, имеют ли они требуемый размер, а также убедиться, что использованы требуемые новые подшипники. Если размеры шатунных шеек коленчатого вала отличаются от требуемых, то заменить или прошлифовать коленчатый вал. Механическая обработка коленчатого вала допускается и для этого случая предусмотрены подшипники ремонтных размеров.
- b. Измерить диаметр отверстия для подшипника в шатуне, чтобы убедиться в правильности этого размера. Для шатуна не предусмотрена механическая обработка и, в случае его несоответствия техническим характеристикам, шатун необходимо заменить.
11. Очистить от пластмассовой проволоки шатунные шейки с помощью ткани, не оставляющей ворса и ниток.
Процедура окончательной установки шатуна
1. Осторожно немного отвести шатун от шатунной шейки коленчатого вала, чтобы смазать поверхность шатунной шейки коленчатого вала, с которой контактирует подшипник шатуна.
2. Обильно смазать чистым моторным маслом поверхность шатунной шейки коленчатого вала, с которой контактирует подшипник шатуна.
3. Разместить шатун на шатунной шейке коленчатого вала.
4. Установить крышку (1) шатуна на шатун и убедиться, что усики подшипниковых вкладышей расположены на одной стороне шатуна.
Внимание!
- Не смазывать новые болты крышки шатуна. Новые болты уже смазаны графитовой смазкой. Смазывание болтов шатунов приведет к возникновению внутреннего гидравлического давления при затягивании болтов требуемым моментом. Непредусмотренное гидравлическое давление может привести к разрушение компонент конструкции и значительному повреждению двигателя.
- Не допускается использовать старые болты крышки шатуна.
5. Установить новые болты крышки шатуна.
Затянуть
Затянуть болты моментом 30 Н·м (22 lb-ft), а затем полностью отпустить болты. Затянуть болты крышки шатуна моментом 25 Н·м (18 lb-ft) и повернуть болты еще на 110°, используя угловой индикатор крутящего момента KM-470-B.
Примечание: Во время и после установки следить за правильностью размещения и ориентации поршней в цилиндрах. Стрелка на днище каждого поршня должна быть направлена в сторону передней части двигателя.
6. Повторить описанные операции для остальных шатунно-поршневых групп.
7. Установить масляный поддон и масловсасывающие трубки масляного насоса. См. «Масляный поддон» и «Всасывающая трубка масляного насоса в сборе» в этом разделе.
8. Установить головки цилиндров. См. «Блок головки цилиндров» в этом разделе.
9. Установить двигатель в сборе. Следуйте пункту «Двигатель в сборе» в этом разделе.