1. Причиной снижения эффективности торможения может быть неудовлетворительная работа вакуумного усилителя. Для его экспресс-проверки нажмите несколько раз на педаль тормоза при неработающем двигателе, чтобы снять разрежение в усилителе, а затем, удерживая педаль, пустите двигатель. Если после пуска двигателя педаль немного опустится, вакуумный усилитель исправен. Если педаль осталась неподвижной, проверьте вакуумный усилитель в порядке, описанном в подразделе «Проверка работы вакуумного усилителя тормозов».
2. Если торможение сопровождается биением и пульсацией тормозной педали, следует в первую очередь проверить состояние передних дисковых тормозных механизмов. Для этого надо поочередно снять передние колеса, установив автомобиль на надежные опоры.
3. Осмотрите тормозные диски. Поверхность диска должна быть ровной и гладкой с обеих сторон. Если поверхность диска местами покрыта ржавчиной, что обычно бывает после продолжительной стоянки автомобиля с непросушенными тормозами, попробуйте зачистить рабочую поверхность мелким наждачным полотном. Если эта процедура не помогла, придется отдать диски в шлифовку или заменить новыми.
4. Проверьте подвижность поршней тормозных механизмов. Для этого попробуйте сдвинуть поршни с места отверткой. Если поршень не удается сдвинуть, значит, его заклинило в тормозном цилиндре.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Заклинивание поршня тормозного цилиндра приводит к постоянному притормаживанию соответствующего колеса при отпущенной педали и заносу автомобиля при торможении.
5. Проверьте толщину тормозных дисков и накладок тормозных колодок (см. «Проверка степени износа тормозных колодок, дисков и барабанов»). Если толщина дисков или накладок меньше предельно допустимой, замените детали новыми.
6. Если торможение сопровождается рывками автомобиля и скрипом в районе задних колес, а при интенсивном торможении происходит занос задней части автомобиля, проверьте состояние тормозных механизмов задних колес. Для этого надо поочередно снять задние колеса, установив автомобиль на надежные опоры.
7. Снимите тормозные барабаны (см. «Снятие и установка тормозного барабана»). Рабочая поверхность барабана должна быть ровной и гладкой, без кольцевых рисок и явно видимой овальности (овальность можно определить по неравномерно изношенной рабочей поверхности барабана). Если кольцевые риски очень глубокие или хорошо виден неравномерный износ рабочей поверхности, барабан придется заменить новым.
8. Осмотрите накладки тормозных колодок. Если поверхность накладок замаслена или накладки отстают от основания, замените тормозные колодки.
9. Измерьте толщину фрикционных накладок тормозных колодок и диаметр рабочей поверхности тормозного барабана (см. «Проверка степени износа тормозных колодок, дисков и барабанов»). Если толщина накладок или внутренний диаметр барабана выходят за допустимые значения, замените детали новыми.